|

 

 

Версия сайта для слабовидящих

Протокол № 3/ 2023 16.08.2023

Протокол № 3/ 2023
заседания комиссии по противодействию коррупции  в Киквидзенском муниципальном районе Волгоградской области
Волгоградская область станица Преображенская                       
 16.08.2023 г.                  

 

Место проведения: Волгоградская область, Киквидзенский р-он, ст-ца Преображенская, ул.Мира, д.55, здание Администрации Киквидзенского муниципального района

Дата и время проведения: 16.08.2023 г в 10 часов 30 минут

Вел заседание:

Рыбицков А.И.

Управляющий делами администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, заместитель председателя комиссии

Присутствовали:

 

 

Шиповская А.Н.

 

консультант организационного отдела администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области,

секретарь комиссии

 

Члены комиссии:

 

Н.Н. Виноградова

Заместитель главы Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

А.В. Игнатов

 

 

 

А.А. Матасова

Консультант организационного отдела администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

 

Консультант организационного отдела администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

Рябов С.А.

 

 

Председатель Киквидзенской районной Думы Волгоградской области (по согласованию)

 

Ю.А. Скороходов

Заместитель главы Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

С.В. Чередникова

Заместитель главы Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

 

Повестка дня:

1.                       Об организации проведении лекции с муниципальными служащими администрации Киквидзенского муниципального района на тему          «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ».

 

Докладчик: Рыбицков А.И. Управляющий делами администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, заместитель председателя комиссии.

 

2.                       Проведение тестирования муниципальных служащих на знание основных положений антикоррупционного законодательства.

Докладчик Шиповская А.Н.  консультант организационного отдела администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, секретарь комиссии.

 

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПОВЕСТКИ ДНЯ

По первому вопросу: слушали Рыбицкова А.И. управляющего делами администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, заместителя председателя комиссии.

Доклад прилагаетя (приложение 1)

 

По второму вопросу: Шиповскую А.Н.  консультанта организационного отдела администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, секретаря комиссии.

Доклад прилагаетя (приложение 2)

 

РЕШИЛИ:

  1. Информацию о проведении лекциии и тестирования в сфере противодействия коррупции принять к сведению и признать работу комиссии удовлетворительной.

 

Итоги голосования: За — 8

                                  Против — 0    

                                  Воздержались — 0.

 

Заместитель председателя комиссии                            А.И. Рыбицков

 

Секретарь комиссии                                                       А.Н. Шиповская

Приложение 1 к протоколу 3 от 16.08.2023 г.

 

«14.08.2023 г. в малом зале администрации Киквидзенского муниципального райлона была проведена лекция на тему «Обзор изменений законодательства в сфере противодействия коррупции в 1-2 квартале 2023 г.»

Лекцию прослушали 40 служащих администрации Киквидзенского муниципального района, включая отдел по образованию и финансовый отдел.

 

ЛЕКЦИЯ

Коррупция сопровождает человечество на всем протяжении его развития и существования на Земле. Это негативное явление, известное с приснопамятных времен, не обошло «своим вниманием» ни одно государство, ни одну территорию, где существовали группы людей при том или ином политическом режиме и в условиях различных социально-экономических формаций. Тем не менее, во все времена власть пыталась бороться с коррупцией или, по крайней мере, свести ее к социально приемлемому уровню терпимости обществом.1

Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу тем, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений. Опасность коррупции представляется, прежде всего, в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. Коррупция снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. В то же время способствующим фактором развитию коррупции является сложная система государственного управления, где взятки порой являются действенным средством принятия решений. 2

Впервые за последние годы попытка законодательно закрепить понятия коррупции и противодействие коррупции, а также урегулировать сущность коррупции и меры, потенциально ей препятствующие, была предпринята в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятым вслед за утвержденным 31 августа 2008 г. Президентом России Национальным планом противодействия коррупции. Данный нормативный акт для российского законодательства представляется, бесспорно, интересным и уникальным в своем роде. До этого в 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции.

Коррупция в нем определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершения указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.3

Последствия коррупции для общества и государства катастрофичны: сдерживание коррупционными процессами развития экономических отношений ведет к политической дестабилизации, к деградации общественной инфраструктуры, систем образования, здравоохранения и многих других сфер жизнеобеспечения общества; расширяется теневая экономика, в результате чего уменьшаются налоговые поступления и обедняется бюджет страны, утрачиваются финансовые рычаги управления экономикой; нарушаются законы свободного рынка в результате подкупа чиновников при решении различных вопросов экономического и хозяйственного характера, побеждают не конкурентоспособные хозяйствующие субъекты, а те, кто имеет связи и подходы к чиновникам, разоряются мелкие и средние предприниматели (эксперты утверждают, что почти половина доходов предпринимателей уходит на взятки в различных формах); повышаются цены на товары, работы, услуги в результате включения в них расходов на подкуп; дискредитируется правовая основа общества, у граждан возникает ощущение беззащитности, разочарования, утрачивается доверие к власти, появляется социальная напряженность; и, наконец, падает престиж страны на международной арене.

Важно заметить, что коррупция — это явление двустороннее. Оно не существовало бы, будь более высок моральный уровень гражданского общества и активнее общественные институты. Получать выгоды и брать взятки чиновники будут до тех пор, пока им будут их давать. Взятка — это социальная форма добровольного унижения. В связи с этим на передний план должны выдвигаться воспитательные меры. По мудрому замечанию М.А.Булгакова, высказанному устами его литературного героя профессора Преображенского, «разруха не в клозетах, а в головах». Вот почему представляется таким своевременным и необходимым разработка и внедрение в жизнь комплексных программ противодействия коррупции на всех уровнях, начиная с местного самоуправления.4

Именно на муниципальном уровне зарождаются коррупционные системы, вырастая из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства. Но, с другой стороны, именно на этом уровне можно построить осознанное противодействие коррупции, вскрывая конфликт интересов взяточника и местного сообщества.

В то время как коррупция часто воспринимается как имеющая место «на верхах» государственных структур, фактически коррупция является также проблемой и местного уровня; децентрализация управления, последовавшая за развалом старой системы, подняла проблему коррупции местного самоуправления во всей Восточной Европе. Это одна из причин, почему борьба с коррупцией должна начинаться на местном уровне, как это делается в Болгарии, Польше (Программа «Против коррупции») и Сербии, где можно наблюдать появление «чистых» муниципалитетов и появление местных филиалов НПО, борющихся с коррупцией.

Местные администрации скорее откликаются на волю народа, чем высокие уровни правительства, что еще сильнее укрепляет аргументы в пользу антикоррупционной деятельности на местном уровне. Местные жители могут давать оценку работе местного самоуправления, судя по качеству услуг, которые они получают. Вот почему так важно для местного самоуправления добиваться создания функционально целостной системы, в которой поддерживаются высокий уровень интегрированности, честности и гордости на всех уровнях государственных институтов (правительство), частных институтов (бизнес) и институтов гражданского общества (НПО). Данные три типа институтов должны работать вместе в коалиции, чтобы бороться против коррупции и добиваться большей целостности и прозрачности в предоставлении услуг на местном уровне. Работать вместе легче на местном уровне, где количество и разнообразие игроков меньше, чем на национальном уровне. Такой род сотрудничества отвечает нуждам граждан, привлекателен для зарубежного бизнеса и может использоваться для привлечения инвестиций.5

Залог успеха при разработке муниципальных программ видится в их комплексности. С позиции политики – это ясно выраженная политическая воля муниципальных должностных лиц и согласие самим стать объектом проверок; с позиции экономики – это определение сфер деятельности органов местного самоуправления и четкое регулирование экономических отношений без передачи должностным лицам права принятия решений по собственному усмотрению; с позиции права – совершенствование нормотворческой деятельности; социальные меры должны обеспечивать неуклонное и целенаправленное развитие всех слоев населения, с позиции нравственности — недопущение дальнейшего искажения и восстановление деградированных элементов системы морально-этических ценностей общества. За счет подобного разделения возможно противопоставление коррупционеров остальной части законопослушных граждан и формирование на этой основе в обществе нравственно-этических норм, обусловливающих данные действия как осуждаемые населением страны.

К сожалению, муниципалитетов, имеющих опыт разработки программ противодействия коррупции, единицы; среди них можно назвать Чебоксары, Казань, Ижевск, Димитровград, Уфу. Ещё одной проблемой является то, что муниципалитеты просто копируют эти программы друг у друга и не предпринимают никаких действий по реализации этих программ.

В других странах также есть опыт создания и реализации программ борьбы с коррупцией, в том числе и на муниципальном уровне. Так в Лондоне принята Программа, Стратегия и План по борьбе с коррупцией и мошенничеством на 2013-2015 года.6 Существуют Планы и Стратегии по борьбе с коррупцией в ЮАР, Австралии, Бразилии, Швеции, Филиппинах, Германии и т.д.

Уровень коррупции в России оценивается как один из самых высоких в мире. По данным Transparency International Россия занимает 127 место в мире по уровню коррупции из 177. 7Со времени принятия федерального закона «О противодействии коррупции» ситуация начала меняться в сторону большего разоблачения взяточничества и казнокрадства.

Одним из последних громких дел на муниципальном уровне стало задержание 15 ноября 2013г. мэра Астрахани Михаила Столярова. Градоначальнику вменяется получение взятки в размере 10 миллионов рублей, сообщает Следственный комитет РФ. По версии следствия, в октябре 2013 года некий бизнесмен попросил Столярова, выделить ему в Астрахани земельный участок площадью три тысячи квадратных метров под строительство административного здания. Столяров попросил за эту услугу 10 миллионов рублей, а также потребовал перерегистрировать 25 процентов доли предприятия на его доверенное лицо. Задержание мэра было произведено в ресторане при получении денег.

Бороться с коррупцией нужно и начинать нужно с самого нижнего уровня, то есть с муниципального.

Необходимо добиться в обществе стойкого неприятия к любым формам коррупционного поведения, исключить имеющуюся сегодня соглашательскую позицию. Нужно сделать так, чтобы взяткодателей не любили так же, как и взяткополучателей.

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо, чтобы в каждом муниципальном образовании были созданы и работали Программы противодействия коррупции.»

Приложение 2 к протоколу 3 от 16.08.2023 г.

 

«В тестировании  15.08.2023 г. приняло 48 муниципальных служащих Киквидзенского муниципального района с учетом сельских поселений,  а так же 6 руководителей муниципальных учрежэдений. Тест включил в себя 20 вопросм на знание законодательства РФ по противодействию коррупции (прилагается).

Тестирование проводилось на бумажных носителях.(оператором был роздан материал по отделам/учреждениям и в течении дня служащие/руководители должны были ответить на поставленные вопросы. После чего руководителями отделов в комиссию были предоставлены результаты). Если по итогам прохождения теста результат служащего составлял менее 70% правильных ответов, ему предлагалось пройти тестирование повторно. Таких служащих оказалось немного — 12 человек (1,2% от общего количества).

 

ТЕСТ:

  1. Принятие Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
    а) имело ограниченный эффект, поскольку данный закон регулировал противодействие коррупции только на федеральном уровне управления;

б) позволило установить единые правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации;

в) позволило ввести законодательно установленное определение коррупции.

 

  1. Какие из данных правонарушений являются коррупционными?
    а) дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве;

б) коммерческий подкуп;
в) все вышеуказанные.

 

  1. Может ли госслужащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью помимо государственной службы?

а) нет, не может;
б) да, может;
в) да, может с разрешения представителя нанимателя.

 

  1. Может ли госслужащий публично высказываться, в том числе в СМИ, и давать оценки либо высказывать свои суждения?

а) да, может;
б) нет, не может;
в) да, может, если это входит в его должностные обязанности.

 

  1. Какие из перечисленных обращений обязана рассмотреть комиссия по соблюдения требований к служебному поведению?

а) все обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим, предоставленные в любой форме даже анонимные;
б) все обращения, содержащие сведения о допущенных правонарушениях, включая уголовные и административные, совершенные государственными служащими;
в) обращения, содержащие сведения о совершении коррупционных действий государственным служащим.

 

  1. Могут ли родственники жены госслужащего работать с ним в одном государственном органе?

а) нет, не могут ни при каких обстоятельствах;

б) да, могут, так как они родственники по свойству и не являются близкими;

в) да, могут, если не являются подчиненными, либо же подконтрольными друг другу.

 

  1. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

а) обо всех случаях совершенных коррупционных действий;

б) только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего;

в) о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей.

 

  1. Государственный служащий обязан предоставлять сведения о доходах следующих членов семьи:

а) всех близких родственников, включая родителей, а также сестер и братьев;

б) на всех родственников и по свойству, в том числе тещу, тестя;

в) на супругу и несовершеннолетних детей.

 

  1. В какой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей?

а) если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей;

б) если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру;

в) если подарок вручен на официальном мероприятии.

 

  1. В какой ситуации лицо, которое дало взятку, освобождается от уголовной ответственности?

а) при возмещении причиненного вреда;

б) в случае деятельного раскаяния;

в) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица.

 

  1. Досрочное снятие с государственного служащего дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение:

а) возможно по ходатайству непосредственного руководителя гражданского служащего;

б) возможно по письменному заявлению гражданского служащего и ходатайству непосредственного руководителя;

в) законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

 

  1. Обязан ли госслужащий представлять отчет о своих расходах?

а) да, обязан;

б) нет, не обязан;

в) обязан, но только если замешает должности, согласно утвержденному нормами закона перечнем.

 

  1. Укажите, в чем может состоять предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе:

а) в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов;

б) в понижении гражданского служащего в должности;

в) в увольнении гражданского служащего с гражданской службы.

  1. Имеет ли право госслужащий после увольнения заниматься трудовой деятельностью в организациях, которые курировались им в ходе выполнения должностных обязанностей:

а) нет, не имеет права, ни при каких обстоятельствах;

б) имеет, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

в) имеет, если среднемесячная заработная плата не превышает 100 тысяч рублей.

 

  1. Отметьте пример коррупционных действий:

а) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;

б) получение подарка в связи с протокольными мероприятиями;

в) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников.

 

  1. Государственный гражданский служащий намерен сдать в аренду принадлежащее ему жилое помещение, полученное в наследство. Как он должен поступить, чтобы не нарушить требования законодательства?

а) не имеет право сдавать недвижимость в аренду;

б) заключить договор и отражать полученный доход от сдачи в аренду в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера;

в) заключить договор о сдаче в аренду, предварительно получив согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

 

  1. В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, образован:

а) Комитет по профилактике коррупционных правонарушений;

б) Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции;

в) Генеральный комитет подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

 

  1. Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения:

а) услуг имущественного характера;

б) доходов в виде денег;

в) все вышеперечисленное верно.

 

  1. Какая из перечисленных ниже мер является профилактикой коррупции?

а) координация деятельности в области противодействия коррупции;

б) определение основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции;

в) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

 

  1. Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе является:

а) профилактика индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе;

б) предотвращение совершения государственным гражданским служащим коррупционных правонарушений;

в) выявление коррупционных правонарушений, совершенных государственным служащи

68