|

 

 

Версия сайта для слабовидящих

СВМФК 03 «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»


УТВЕРЖДАЮ
распоряжение председателя
контрольно-счетной палаты
Киквидзенского муниципального района
Волгоградской области
от «19» января 2022 г. № 2 (ОД)-р
 

 

 

 

 

СВМФК 03 «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»

ст. Преображенская 2022г.






Содержание

1. Общие положения… 3

2. Содержание аудита в сфере закупок.........................................................3

3. Законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность, результативность и реализуемость при осуществлении аудита в сфере закупок…………......................................................................................6

4. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок… 8

4.1. Подготовка к проведению контрольного мероприятия (подготовительный этап) ………...............................................................…..9

4.2. Анализ и оценка закупочной деятельности объекта аудита (основной этап). ………… 10

4.2.1. Анализ системы организации закупок товаров, работ, услуг…………................................................................................……………… 11

4.2.2. Анализ системы планирования закупок товаров, работ, услуг…………....................................................................................…….……… 11

4.2.3. Проверка процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя)… ………......................................................................................… 9

4.2.4. Проверка исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг…………………………………………………………… 13

4.2.5 Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг…………………………………………………………………………….....14

4.3. Подведение итогов контрольного мероприятия (заключительный этап)………………………………………………………………………………..15

5. Экспертно-аналитическая деятельность в рамках аудита в сфере закупок…………………………………………………………………………......17

6. Информационная деятельность в рамках аудита в сфере закупок.....................................................................................................................19

7. Контроль за реализацией результатов аудита в сфере закупок................20

Приложения

Структура раздела акта и отчета о результатах аудита в сфере закупок....................................................................................................................22

Направления и вопросы аудита в сфере закупок…..…………………………..24



  1. Общие положения

 

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового аудита (контроля) «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» (далее — Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), Положением о Контрольно-счетной палате Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Киквидзенской районной Думы от 27.12.2021г. № 197/32(далее – Положение КСП), Регламентом Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района (далее — Регламент).

 При подготовке Стандарта учтены Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)), Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)», СГФК 301 «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» (

постановлением коллегии контрольно-счетной палаты Волгоградской области от «17» ноября 2017 г. № 16/1 (ред. постановление ККСП от 28.03.2018 № 8/3).

1.2. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур осуществления контрольно-счетной палатой Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее — КСП) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее – аудита в сфере закупок).

1.3. Стандарт предназначен для использования работниками КСП (далее- работниками) при организации и проведении аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее — аудит в сфере закупок), осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также при проведении контрольных мероприятий иных видов, предусмотренных Стандарта финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой Киквидзенского муниципального района Волгоградской области», утвержденного распоряжением председателя КСП от 30.12.2021г. № 43 (ОД)-р, в которых расходы на закупки проверяются как одна из составляющих деятельности объекта контроля при оценке целесообразности, обоснованности и результативности (эффективности и экономности) произведенных им расходов.

.

2. Содержание аудита в сфере закупок

 

2.1. Аудит в сфере закупок — это вид внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого КСП в соответствии с полномочиями, установленными ст. 98 Закона № 44-ФЗ.

2.2. При проведении аудита в сфере закупок КСП в пределах своих полномочий осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Закона № 44-ФЗ.

При этом КСП осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат, в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования объектом аудита (контроля) средств местного бюджета и иных средств в пределах компетенции КСП (далее — бюджетных и иных средств) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Предметом аудита в сфере закупок также являются организация и эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок.

2.4. Задачами аудита в сфере закупок являются:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования закупок и обоснования закупок), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона №44-ФЗ, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

обобщение информации о результатах осуществления аудита закупок, в том числе о причинах выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготовленных предложениях по их устранению и по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, систематизация информации о реализации указанных предложений и размещение в единой информационной системе обобщенной информации о таких результатах.

2.5. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий КСП проверяются, анализируются и оцениваются:

- система организации закупок субъекта аудита (контроля);

- система и организация процесса планирования закупок товаров, работ, услуг;

- проведенные объектом аудита (контроля) процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- система управления контрактами и результаты использования бюджетных средств;

- законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;

- эффективность и результативность использования бюджетных и иных средств.

-система ведомственного контроля в сфере закупок;

-система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При анализе и оценке порядка организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур.

2.6. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

муниципальные казенные учреждения, действующие от имени Киквидзенского муниципального района, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и осуществляющие закупки от имени Волгоградской области;

бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из областного, районного бюджета, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ (с учетом особенностей статьи 15);

автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных и иных средств в объекты муниципальной собственности (при планировании и осуществлении ими закупок с 1 января 2017 года);

юридические лица, не являющиеся муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций (в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Киквидзенского муниципального района в собственности субъекта инвестиций);

бюджетные и автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, которым в соответствии с бюджетным законодательством муниципальные органы, являющиеся муниципальными заказчиками, передали свои полномочия на осуществление закупок при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;

муниципальные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в соответствии с Законом № 44-ФЗ).

2.7. Аудитом в сфере закупок могут рассматриваться отдельные вопросы деятельности проверяемого объекта аудита (контроля) в части осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд либо отдельные направления использования бюджетных и иных средств на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оцениваются деятельность заказчиков, формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и операторов электронных площадок, а также системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком, работа органов ведомственного контроля в сфере закупок.

2.8. Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных и иных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснования цены контракта, реализуемости и эффективности осуществления закупок.

При этом оценке подлежат выполнение условий контракта по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

При проведении аудита в сфере закупок необходимо учитывать сроки вступления в силу отдельных положений Закона № 44-ФЗ (ст. 112, 114).

 

3.  Законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность, результативность и реализуемость при осуществление аудита в сфере закупок

 

3.1. Под законностью расходовна закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок могут устанавливаться при проверке, анализе и оценке конкретных закупок (контрактов), действий (бездействия) по правовому регулированию, организации, планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов, размещению данных в единой информационной системы в сфере закупок.

3.2. Под целесообразностью расходовна закупки понимается наличие обоснованных муниципальных нужд, обеспечиваемых посредством достижения целей и реализации мероприятий муниципальных программ Киквидзенского муниципального района, выполнения функций и полномочий муниципальных органов .

3.3. Под обоснованностью расходовна закупки понимается наличие обоснования закупки, которое заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ, а также законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

3.4. Под своевременностью расходовна закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации закупки и достижения целей осуществления закупки в надлежащее время и с минимальными издержками.

Целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приемки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить недостатки. К несвоевременности закупок могут приводить нарушения и недостатки при планировании закупок, несвоевременное осуществление закупок, невыполнение условий контрактов, иные недостатки системы организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля).

3.5. Под эффективностью расходовна закупки понимается осуществление закупок исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд с использованием наименьшего объема средств.

3.6. Под результативностью расходовна закупки понимается степень достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств и целей осуществления закупок.

Результативность измеряется соотношением плановых (заданных) и фактических результатов. Непосредственным результатом закупок является поставка (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) установленного количества, качества, объема и других характеристик. Конечным результатом закупок является достижение целей и ожидаемых результатов деятельности, для обеспечения которой закупаются соответствующие товары (работы, услуги). При оценке результативности закупок следует определить, чьи действия (бездействие) привели к недостижению результатов, учитывать наличие (отсутствие) необходимых для осуществления закупок средств и условий, а также зависимость достижения (недостижения) целей закупок от иных факторов помимо закупок.

3.7. Под реализуемостью закупокпонимается фактическая возможность осуществления запланированных закупок с учетом объема выделенных средств для достижения целей и результатов закупок.

Причинами нереализуемости закупок могут быть отсутствие товаров (работ, услуг) с требуемыми характеристиками на рынке (недостаточные объемы их производства, в том числе национальными производителями), невыделение достаточного объема средств и иных ресурсов для осуществления закупок, неготовность систем управления закупками, отсутствие у заказчиков условий для использования результатов закупок. Закупка признается нереализуемой, если она не может быть осуществлена по причинам, независящим от действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации.

 

4. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок

 

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путем проведения проверки в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля), при этом:

контрольные мероприятия в форме предварительного аудитапроводятся на этапе планирования закупок и включают в себя проверку обоснованности объемов финансирования на закупки товаров, работ, услуг с учетом анализа складывающихся на рынке цен, а также прогнозирование потребностей в товарах, работах, услугах с учетом их потребительских свойств;

контрольные мероприятия в форме оперативного анализа и контроляпроводятся в части проверки организационной документации заказчиков (о создании контрактной службы, о распределении полномочий и т. д.), анализа планов закупок, планов-графиков закупок, документации о проведении процедур закупок, протоколов, контрактов, санкционирования платежей и приемки товаров, работ и услуг;

контрольные мероприятия в форме последующего аудитапроводятся в части проверки всех этапов исполнения контракта с учетом фактического результата.

Основной целью предварительного аудита, оперативного анализа и контроля является предупреждение бюджетных нарушений и иных нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок.

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путем проведения контрольных мероприятий с использованием следующих методов: проверка, анализ, обследование и мониторинг.

Правила и процедуры осуществления контрольных мероприятий установлены стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного распоряжением председателя КСП от 26 мая 2019 г. № 12 (ОД)-р.

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок может осуществляться как в качестве отдельного контрольного мероприятия, так и в ходе контрольного мероприятия иного вида, предмет которого включает вопрос осуществления закупок товаров, работ, услуг.

В случае если деятельность объекта аудита (контроля), направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), является единственным предметом контроля, то соответствующее контрольное мероприятие может содержать в наименовании слова «аудит в сфере закупок» с конкретизацией категории товаров (работ, услуг) и (или) заказчиков, а также вида мероприятия или метода контроля.

В случае если деятельность объекта контроля, направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), не является единственным предметом соответствующего контрольного мероприятия, информация о результатах контроля в сфере закупок приводится в отдельном разделе акта и (или) отчета.

 

4.1. Подготовка к проведению контрольного мероприятия (подготовительный этап)

 

4.1.1. При подготовке к проведению контрольного мероприятия осуществляются предварительное изучение предмета и объекта аудита, анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа аудита в сфере закупок и (или) формируются вопросы аудита в сфере закупок.

4.1.2. Изучение специфики объекта аудита необходимо для определения вопросов контрольного мероприятия, методов его проведения, выбора и анализа показателей оценки предмета аудита, а также для подготовки программы аудита в сфере закупок.

4.1.3. Для изучения специфики объекта аудита и условий его деятельности работники КСП должны определить нормативные правовые акты Российской Федерации и Волгоградской области, Киквидзенского муниципального района регулирующие вопросы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд с учетом специфики деятельности объекта аудита (контроля).

4.1.4. Определение источников информации для проведения контрольного мероприятия, сбор и предварительный анализ необходимой информации о закупках объекта аудита являются неотъемлемой частью изучения специфики объекта аудита. В качестве основного источника информации о закупках объекта аудита инспекторы используют единую информационную систему в сфере закупок, функционал которой определен статьей 4 Закона № 44-ФЗ — официальный сайт zakupki.gov.ru. Также могут использоваться региональная информационная система в сфере закупок zakupki.volganet.ru, электронные торговые площадки, официальные сайты контрольных органов в сфере закупок, официальные сайты объектов аудита (контроля).

4.1.5. При сборе данных и информации из открытых источников следует:

организовать процесс, чтобы заключения и выводы по итогам аудита в сфере закупок, сделанные на основе собранных аудиторских доказательств, были способны выдержать критический анализ (достаточность информации);

определить достоверность и полноту информации для использования при последующей оценке законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки (достоверность информации).

4.1.6. Подготовка и утверждение программы аудита в сфере закупок осуществляется в порядке, установленном Регламентом КСП, утвержденным распоряжением председателя КСП.

 

4.2. Анализ и оценка закупочной деятельности объекта аудита (основной этап)

 

На основном этапе аудита в сфере закупок проводятся проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы аудита в сфере закупок.

В целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок работники КСП анализируют систему организации и планирования закупок товаров, работ, услуг объектом аудита, осуществляют проверку процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и результаты исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При проведении указанных в пп. 4.2.1. — .4.2.5. контрольных действий в рамках аудита в сфере закупок работники КСП (председатель и ведущий инспектор) должны анализировать и оценивать соблюдение требований Закона № 44-ФЗ лишь в той степени, в какой это отвечает целям аудита в сфере закупок, а именно если несоблюдение таких требований привело или могло привести к недостижению целей осуществления закупки либо к неэффективности и нерезультативности расходов на закупки. Подмена при осуществлении аудита органов, осуществляющих контроль в сфере закупок в соответствии со статьей 99 Закона № 44-ФЗ, недопустима.

4.2.1. Анализ системы организации закупок товаров, работ, услуг

В ходе анализа системы организации закупок товаров, работ, услуг работникам КСП следует оценить полноту и целостность функционирования системы организации закупок объекта аудита, в том числе провести анализ на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок внутренних документов объекта аудита, устанавливающих:

порядок формирования контрактной службы (назначение контрактных управляющих);

порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

порядок выбора и функционал специализированной организации (при осуществлении такого выбора);

порядок организации централизованных закупок (при осуществлении таких закупок);

порядок организации совместных конкурсов и аукционов (при осуществлении таких закупок);

требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчиков;

проведение ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков.

 

4.2.2. Анализ системы планирования закупок товаров, работ, услуг

4.2.2.1. В ходе анализа системы планирования объектом аудита закупок товаров, работ, услуг работники КСП осуществляют контрольные действия в отношении планов закупок, планов-графиков закупок, обоснования закупок.

Контрольными мероприятиями устанавливается соответствие формирования, размещения и ведения объектами аудита планов закупок и планов-графиков закупок законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4.2.2.2. При проверке формирования плана закупок объектами аудита работники КСП осуществляют проверку обоснования выбора объекта закупки на соответствие целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

При проверке формирования плана-графика закупок объектами аудита работники КСП осуществляют проверку обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком), и обоснованности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рамках контрольного мероприятия целесообразно оценить качество планирования закупок объектом аудита, в том числе путем анализа количества и объема вносимых изменений в первоначально утвержденные план закупок и план-график закупок, а также равномерность распределения закупок в течение года.

4.2.2.3. В ходе контрольных действий работники КСП устанавливают наличие нарушений, допущенных объектами аудита при обосновании закупок в процессе формирования и утверждения ими планов закупок и планов-графиков закупок (в том числе нарушений установленных требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, предельной цены товаров, работ, услуг и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков).

Ведущий инспектор делает вывод о целесообразности и обоснованности планируемых закупок, устанавливает соответствие порядка и формы обоснования закупки законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

 

4.2.3. Проверка процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

4.2.3.1. В ходе проверки процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) председатель и ведущий инспектор осуществляют контрольные действия в отношении извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проверку законности проведения процедур закупок, подведения итогов закупки и подписания муниципального контракта.

4.2.3.2. Контрольными действиями устанавливается:

соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

соблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке, в том числе к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта;

соблюдение сроков и полноты размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок, своевременное внесение соответствующих изменений в план-график и план закупок;

соблюдение требований к порядку подведения итогов закупок и к размещению их результатов в единой информационной системе в сфере закупок, законности определения победителя;

наличие жалоб участников закупок в органы контроля в сфере закупок;

соблюдение порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок по итогам признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если необходимость такого согласования предусмотрена Законом № 44-ФЗ);

наличие согласования применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом в сфере закупок;

соблюдение сроков заключения контракта;

соответствие подписанного контракта требованиям законодательства Российской Федерации и документации (извещения) о закупке;

наличие обеспечения исполнения контракта;

соответствие обеспечения исполнения контракта (банковской гарантии) требованиям Закона № 44-ФЗ в случае, если обеспечением исполнения контракта является банковская гарантия;

своевременность возврата участникам закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок.

4.2.3.3. При осуществлении анализа председатель и ведущий инспектор оценивают соблюдение объектом аудита принципа обеспечения конкуренции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4.2.3.4. Работниками КСП делается вывод о соответствии законодательству о контрактной системе в сфере закупок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведенного объектом аудита или по его поручению.

 

4.2.4. Проверка исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

4.2.4.1. В ходе проверки исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг председатель КСП, либо ведущий инспектор осуществляют контрольные действия в отношении документации объекта аудита (контроля) по исполнению муниципальных контрактов и в отношении полученных результатов закупки товара, работы, услуги.

4.2.4.2. Контрольными действиями работники КСП устанавливают:

своевременность размещения информации о контрактах в единой информационной системе в сфере закупок (в том числе в реестре контрактов);

законность и обоснованность внесения изменений в контракт, своевременность размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о таких изменениях;

законность и обоснованность расторжения контракта, своевременность размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о расторжении контракта;

наличие заключения эксперта (или экспертной организации);

законность и действенность способов обеспечения исполнения контракта;

эффективность банковского сопровождения контракта (при неисполнении или ненадлежащем исполнении банком условий договора о банковском сопровождении);

обоснованность применения (или неприменения) объектом аудита (контроля) мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

своевременность и полноту размещения отчета об исполнении контракта в единой информационной системе в сфере закупок (за исключением случаев, когда размещение отчета не предусмотрено Законом № 44-ФЗ);

соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

отсутствие нарушений порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контракту;

своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

4.2.4.3. На основании проведенного анализа делается вывод о соответствии результата закупки заключенному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и законодательству о контрактной системе в сфере закупок.

 

4.2.5. Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг

4.2.5.1. Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг осуществляется в рамках последующего контроля с применением показателей оценки эффективности.

4.2.5.2. При оценке эффективности расходов на закупки работникам КСП рекомендуется применять следующие количественные показатели(как в целом по объекту аудита (контроля) за отчетный период, так и по конкретной закупке):

потенциальная экономия бюджетных и иных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, то есть разница между начальными (максимальными) ценами контрактов, указанными объектом аудита (контроля) в плане-графике закупок, и рыночными ценами на товары, работы, услуги, соответствующими, по оценке работников КСП, требованиям статьи 22 Закона № 44-ФЗ;

экономия бюджетных и иных средств, полученная в процессе определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), то есть снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных по итогам закупок контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

экономия бюджетных и иных средств, полученная при исполнении контрактов, то есть снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

дополнительная экономия бюджетных и иных средств, определяемая расчетом в качестве дополнительной выгоды, в том числе за счет закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, полученная за счет дополнительных сервисных услуг, более высоких качественных характеристик и функциональных показателей продукции по сравнению с обычными, более низких последующих эксплуатационных расходов по сравнению с обычными, более длительного срока гарантийного обслуживания (определяется при наличии возможности).

4.2.5.3. В процессе анализа эффективности расходов на закупки работники КСП оценивают отдельные процессы и всю систему закупок товаров, работ, услуг в целом, которая действует у объекта аудита, определяют степень ее влияния на эффективность расходования бюджетных и иных средств, анализируют фактическое использование приобретенных товаров, работ, услуг объектом аудита.

Определяются наличие, надежность и результативность функционирования ведомственного контроля в сфере закупок, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования бюджетных и иных средств.

4.2.5.4. Для вывода о неэффективности закупок должны быть получены доказательства того, что существует (существовала) возможность закупки идентичных или однородных товаров (работ, услуг) по меньшей цене либо закупки товаров (работ, услуг) с более высокими характеристиками по такой же или меньшей цене. При наличии доказательств неиспользования приобретенного имущества по прямому назначению в течение длительного времени (одного года) также может быть сделан вывод о неэффективности закупок. Также может проводиться анализ условий транспортировки и хранения закупаемых товаров, результатов работ, услуг (в части обеспечения их сохранности, отсутствия излишних запасов), способов использования результатов закупок в деятельности заказчиков (в части влияния на достижение целей и результатов указанной деятельности, отсутствия избыточных потребительских свойств). Показатели экономии (снижения цены) и конкуренции (количества независимых участников) при осуществлении закупок, степени (доли) использования выделенных средств, результативности (достижения целей) закупок могут использоваться при оценке эффективности расходов на закупки.

4.2.5.5. Анализ и оценка эффективности расходов на закупки осуществляются с учетом положений Стандарта финансового контроля «Проведение аудита эффективности использования бюджетных средств» от 26 мая 2019 года, определяющего общие требования, правила и процедуры осуществления аудита эффективности.

 

4.3. Подведение итогов контрольного мероприятия (заключительный этап)

4.3.1. Перед составлением акта о результатах аудита в сфере закупок дается оценка, являются ли полученные доказательства достаточными и надлежащими.

Полученные доказательства оцениваются с учетом их значимости в целях выявления фактов несоответствия установленным требованиям.

Следует оценить, существует ли на основании полученных доказательств уверенность в том, что информация по предмету аудита в сфере закупок всем существенным вопросам соответствует нормам и требованиям законодательства.

В ходе оценки доказательств и формулирования результатов проверки допускается получение письменных объяснений от сотрудников объектов аудита (контроля) в подтверждение доказательств, полученных работниками КСП.

Работа на объекте аудита завершается обобщением и оценкой результатов аудита в сфере закупок для их отражения в акте проверки.

По результатам проверки в акте фиксируется, насколько деятельность объекта аудита в сфере закупок для муниципальных нужд отвечает требованиям законодательства Российской Федерации.

4.3.2. При подведении итогов контрольного мероприятия обобщаются результаты проведения аудита, подготавливается отчет о проведенном аудите, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения (рекомендации), направленные на их устранение.

Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, целесообразности, обоснованности, своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки товаров, работ, услуг. При его составлении необходимо обеспечить полноту и объективность излагаемых фактов.

В случае если в ходе аудита выявлены отклонения, нарушения и недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита (контроля) в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения, направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита в сфере закупок, которые включаются в отчет о результатах аудита в сфере закупок, а также направляются в виде представления, предписания объекту аудита.

Отчет о результатах контрольного мероприятия может включать предложения (рекомендации), направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

Общий порядок составления отчета об основных итогах контрольного мероприятия и форма отчета приведены в пунктах 7.5-7.6 Стандарта внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой Киквидзенского муниципального района Волгоградской области», утвержденного распоряжением председателя КСП от 26 мая 2019г. № 12 (ОД)-р.

4.3.3. В случае если в ходе проведения аудита в сфере закупок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, содержащие признаки административных нарушений, соответствующая информация и материалы направляются в контрольные органы в сфере закупок после утверждения председателем КСП соответствующего отчета или заключения.

5. Экспертно-аналитическая деятельность в рамках аудита в сфере закупок

 

5.1. Проведение экспертно-аналитического мероприятия в рамках аудита в сфере закупок осуществляется методами анализа и мониторинга в форме оперативного анализа и последующего аудита, при этом:

экспертно-аналитические мероприятия в форме оперативного анализапроводятся посредством анализа информации о закупках товаров, работ, услуг, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок;

экспертно-аналитические мероприятия в форме последующего аудитапроводятся путем обобщения результатов контрольных мероприятий в части проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений.

Общие требования к организации, подготовке к проведению, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия установлены Регламентом КСП.

5.2. Перечень анализируемых в ходе аудита в сфере закупок вопросов (изучаемых документов и материалов, проверяемых органов и организаций) определяется участниками проведения соответствующего экспертно-аналитического мероприятия исходя из сроков проведения мероприятия, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и проводимых ими закупок, а также результатов ранее проведенных мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков).

5.3. Экспертно-аналитическое мероприятие в рамках аудита в сфере закупок проводится как в отношении закупок отдельных групп товаров, работ и услуг объекта аудита, так и в целях формирования обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок по итогам контрольных мероприятий, проводимых работниками КСП по всем аудиторским направлениями деятельности КСП.

5.4. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в отношении отдельных групп товаров, работ, услугработники КСП анализируют:

законодательство Российской Федерации, регулирующее рынок отдельных групп товаров, работ и услуг, включая особенности осуществления закупок данных товаров, работ, услуг;

объем и структуру закупок отдельных групп товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, их эффективность в части достижения экономии по результатам осуществления закупок, уровень развития конкурентной среды при осуществлении анализируемых закупок товаров, работ, услуг;

деятельность заказчиков, осуществляющих закупки отдельных групп товаров, работ и услуг, включая документы, составленные при осуществлении закупочной деятельности (приказы, протоколы, контракты, договоры, отчеты и др.);

результаты контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы закупок отдельных групп товаров, работ, услуг (выявленные отклонения, недостатки и нарушения законодательства о контрактной системе).

5.5. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в целях мониторинга развития контрактной системы Киквидзенского муниципального района в сфере закупок работники КСП анализируют:

законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

общий объем и структуру закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность закупок в части достижения экономии по результатам осуществления закупок, уровень развития конкурентной среды при осуществлении закупок;

систему организации закупочной деятельности участников контрактной системы в сфере закупок;

деятельность органов исполнительной власти Киквидзенского муниципального района по регулированию, мониторингу, контролю и информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок;

функционирование единой информационной системы в сфере закупок;

результаты контрольных мероприятий в части аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (с учетом систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

5.6. К участию в экспертно-аналитическом мероприятии могут привлекаться при необходимости муниципальные органы, учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее — внешние эксперты) в порядке, установленном п.3 ст.19 Положения КСП и Регламента КСП.

5.7. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия должен содержать предложения об устранении нарушений и недостатков, выявленных в результате проведения аудита в сфере закупок, и при необходимости предложения, направленные на совершенствование контрактной системы.

 

6. Информационная деятельность в рамках аудита в сфере закупок

 

6.1. Информационная деятельность КСП в рамках аудита в сфере закупок осуществляется в соответствии с положениями об информационной деятельности КСП, определенными статьей 98 Закона № 44-ФЗ.

6.2. В целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности КСП размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию (отчет) о результатах аудита в сфере закупок в порядке, установленном Регламента КСП.

При необходимости информирования главы Киквидзенского муниципального района, председателя Киквидзенской районной Думы, её комиссий, руководителей заинтересованных исполнительных органов муниципальной власти, муниципальных органов и организаций о результатах аудита в сфере закупок по решению председателя КСП в их адрес могут направляться информационные письма.

6.3. В случаях установления по результатам аудита (контроля) закупок нарушений и недостатков, следствием которых является несовершенство или отсутствие соответствующих нормативных актов по регулированию отношений в сфере закупок, необходимо сформулировать и обосновать предложения о совершенствовании контрактной системы в сфере закупок для их направления в адрес соответствующих федеральных и областных органов исполнительной власти.

6.4. В соответствии со статьей 98 Закона № 44-ФЗ КСП обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах.

Для размещения в единой информационной системе обобщается информация из актов и отчетов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом (одним из предметов) которых являлись закупки товаров, работ, услуг за определенный период (не реже, чем ежегодно).

6.5. В составе обобщенной информации дается общая характеристика проведенных мероприятий по аудиту в сфере закупок, в том числе: общее количество мероприятий, общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, общее количество и сумма контрактов, проверенных в рамках аудита в сфере закупок, в обобщенном виде факты выявленных отклонений, нарушений и недостатков, основные причины их возникновения и предложения по совершенствованию контрактной системы.

6.6. Обобщенная информация формируется ведущим инспектором КСП по поручению председателя. Ответственным за обобщение данных по результатам аудита в сфере закупок является председатель КСП.

6.7. Обобщенная информация представляется ведущим инспектором на подпись председателю КСП. После утверждения председателем КСП размещается на официальном сайте Киквидзенского муниципального района во вкладке КСП.

 

7. Контроль за реализацией результатов аудита в сфере закупок

 

7.1. Процесс контроля реализации результатов аудита в сфере закупок представляет собой обеспечение реализации предложений КСП об устранении нарушений и недостатков, выявленных в результате проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, а также необходимое информационное взаимодействие с объектами аудита (контроля) и пользователями отчета при планировании будущих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

7.2. Контроль за реализацией информационных писем КСП состоит в анализе своевременности их направления адресатам и рассмотрении полученных ответов (при их поступлении) или изучении принятых решений по материалам, указанным в этих сообщениях.

 

Приложение №1 к стандарту внешнего государственного аудита (контроля) «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»

 

Структура раздела акта и отчета о результатах аудита в сфере закупок

 

1. Анализ количества и объемов закупок объекта аудита за проверяемый период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

2. Оценка и анализ эффективности закупок, а также соотнесение их с показателями конкуренции (количество участников закупки на один лот) при осуществлении закупок.

3. Количество и объем проверенных закупок (в разрезе способов закупок) объекта аудита.

4. Анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта аудита, включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

5. Оценка системы планирования закупок объектом аудита, включая анализ качества исполнения плана закупок, плана-графика закупок.

6. Оценка процесса обоснования закупок объектом аудита, включая анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. Оценка процесса осуществления закупок объектом аудита на предмет наличия факторов, ограничивающих число участников закупок.

8. Оценка эффективности системы организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля), включая своевременность действий объекта аудита по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки.

9. Оценка законности расходов на закупки объектом аудита в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнение контрактов) с указанием конкретных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе влекущих неэффективное расходование бюджетных и иных средств и недостижение целей закупки.

10. Указание количества и объема закупок объекта аудита, в которых выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнение контрактов).

11. Указание выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержащих признаки административного правонарушения.

12. Анализ и оценка результативности расходов на закупки (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и достижение целей осуществления закупок объектом аудита.

13. Выводы о результатах аудита в сфере закупок с указанием причин выявленных у объекта аудита отклонений, нарушений и недостатков.

 


Таблица по аудиту ( нажмите здесь, чтобы посмотреть)

274