|

 

 

Версия сайта для слабовидящих

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

КИКВИДЗЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

УТВЕРЖДЕН

Распоряжением КСП

от 26.05.2019 № 12 (ОД)-р

Стандарт внешнего муниципального финансового

контроля

«Аудит эффективности использования

бюджетных средств»

Ст. Преображенская -201





СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения…………………………………………………… 3

  2. Содержание аудита эффективности……………………………………………. 4

  3. Определение эффективности использования бюджетных средств…… 4

  4. Организация аудита эффективности…………………………………………… 5

  5. Подготовительный этап аудита эффективности 7

 

  1. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности….7

  2. Задачи и вопросы аудита эффективности………………………………… 8

  3. Критерии эффективности использования бюджетных средств 9

  4. Методы и подходы при проведении аудита эффективности 10

6. Основной этап аудита эффективности 13

  1. Сбор и анализ фактических данных и информации 13

  2. Способы получения и методы изучения данных и информации…………...16

7. Заключительный этап аудита эффективности………………………………....17

  1. Заключения и выводы………………………………………………………....17

  2. Предложения…………………………………………………………………...18

  3. Отчет о результатах аудита эффективности…………………………………19

8. Осуществление контроля реализации результатов аудита эффективности…20




1. Общие положения

1.1.Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Аудит
эффективности использования бюджетных средств» (далее — Стандарт):

  • разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Контрольно-счетной палатой (распоряжение КСП от 26.05.2019г. № 12(ОД)-р), Положением Контрольно-счетной палаты Волгограда, утвержденным решением Киквидзенской районной Думы от 06.05.2014г. № 278/42 (в ред. от 29.03.2019г. № 333/48);

  • предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района по аудиту эффективности в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Волгограда, утвержденным решением Киквидзенской районной Думы от 06.05.2014г. № 278/42 (ред. от 29.03.2019г.);

  • предназначен для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района, а также привлеченными экспертами и специалистами в рамках соответствующих контрольных мероприятий.

 

  1. При подготовке Стандарта использован типовой стандарт финансового контроля «Аудит эффективности», утвержденный решением президиума Союза МКСО от 30.11.2018 (разработанный на основе Стандарта Счетной палаты Российской Федерации СГА 104 «Аудит эффективности», утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.11.2016 № 4ПК).

  2. Цель Стандарта — определение основных норм, правил и требований, применяемых при организации и проведении аудита эффективности использования бюджетных средств.

  3. Задачи Стандарта:

— определение содержания аудита эффективности использования бюджетных
средств (далее – аудит эффективности);

— установление правил и процедур организации и проведения аудита
эффективности;

— определение особенностей аудита эффективности.

1.5.Основные термины и понятия:

  • объекты аудита эффективности – органы местного самоуправления и муниципальные органы Киквидзенского муниципального района, муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия Киквидзенского муниципального района, иные организации и лица, на которые распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района;

  • должностное лицо объекта аудита эффективности – лицо, отвечающее за различные аспекты деятельности объекта аудита эффективности.

В частности, такое должностное лицо может быть ответственным за предоставление информации, документов и материалов, запрошенных Контрольно

 

счетной палатой Киквидзенского муниципального района, ответственным за действия, которые явились причиной выявленных по результатам аудита эффективности недостатков, уполномочено на принятие мер в ответ на предложения, подготовленные по результатам аудита эффективности;

— участники мероприятия по аудиту эффективности – инспекторы и иные
сотрудники Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района, участвующие в проведении
мероприятия в соответствии с распоряжениями (приказами) Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района, а также привлекаемые к участию внешние эксперты (специалисты).

2. Содержание аудита эффективности

2.1.Аудит эффективности представляет собой вид внешнего муниципального
контроля и применяется в целях определения эффективности использования
бюджетных средств, полученных объектами аудита (контроля) для достижения
запланированных целей, решения поставленных задач социально-экономического
развития Киквидзенского муниципального района.

Аудит эффективности осуществляется в форме контрольных мероприятий.

2.2.Целями аудита эффективности являются:

  • повышение эффективности использования бюджетных средств;

  • повышение эффективности управления муниципальными ресурсами.

2.3.Предметом аудита эффективности является использование бюджетных
средств и деятельность объектов аудита (контроля) по использованию бюджетных
средств.

В процессе аудита эффективности в пределах полномочий Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района проверяются:

  • организация и процессы использования бюджетных средств;

  • результаты использования бюджетных средств.

2.4.Выводы и предложения, сформулированные Контрольно-счетной палатой
Киквидзенского муниципального района по результатам проведения аудита эффективности, не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами местного самоуправления Киквидзенского муниципального района.

3. Определение эффективности использования бюджетных средств

  1. Эффективность использования бюджетных средств характеризуется соотношением результатов достижения целей и решения задач социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района с затратами бюджетных средств на их достижение, которое включает определение экономности и (или) результативности использования бюджетных средств.

  2. Экономность характеризуется достижением объектом аудита эффективности заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств.

Для оценки экономности использования бюджетных средств необходимо установить, имелись ли у объекта аудита эффективности возможности достижения заданных результатов наименее затратным способом и их более рационального использования для достижения поставленных целей.

5

3.3.Результативность использования бюджетных средств характеризуется
достижением объектом аудита наилучших результатов с использованием
определенного объема бюджетных средств.

Для оценки результативности использования бюджетных средств необходимо установить, имелись ли у объекта аудита эффективности возможности достижения наилучших результатов с использованием определенного объема бюджетных средств на указанные цели.

В процессе определения результативности использования бюджетных средств целесообразно провести анализ достижения (с учетом и оценкой влияния различных факторов) установленных документами стратегического планирования и иными нормативными правовыми актами Киквидзенского муниципального района и Волгоградской области целей и решения поставленных задач, на которые были использованы бюджетные средства.

В случаях, когда бюджетные средства использованы в полном объеме на закупку определенных товаров, выполнение конкретных работ, оказание услуг, результатом их использования будет наличие данных товаров, работ, услуг в запланированном количестве и требуемого качества. Но если эти товары, работы, услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, необходимо с учетом особенностей проверяемой сферы использования бюджетных средств отметить не достижение (или достижение не в полной мере) целей и не решение (или решение не в полной мере) задач социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района, установленных документами стратегического планирования или иными нормативными правовыми актами.

  1. Оценка эффективности использования бюджетных средств может включать определение продуктивности их использования посредством установления использованного объектом аудита эффективности объема средств в расчете на единицу выполненной работы, оказанной услуги. При этом в качестве основы для расчета продуктивности использования бюджетных средств в определенных сферах могут применяться нормативы и показатели, используемые участниками бюджетного процесса при планировании бюджетных ассигнований. В частности, могут использоваться нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг, показатели муниципальных программ и другие.

  2. Оценка эффективности использования бюджетных средств может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

 

  • оценка эффективности использования бюджетных средств на реализацию муниципальных программ и не программных направлений деятельности;

  • оценка эффективности использования бюджетных средств на выполнение мероприятий;

  • оценка эффективности использования бюджетных средств по отдельным видам расходов классификации расходов бюджетов.

  • 4. Организация аудита эффективности

  1. Аудит эффективности осуществляется, как правило, в сферах деятельности, характеризуемых высокой степенью рисков не эффективного использования бюджетных средств.

Проведение аудита эффективности осуществляется с учетом общихправил проведения контрольного мероприятия и включает в себя подготовительный, основной и заключительный этап.

На подготовительном этапе аудита эффективности осуществляется

предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности для определения задач аудита эффективности и вопросов рабочего плана проведения контрольного мероприятия, а также для выбора и (или) разработки критериев оценки эффективности (далее – критерии эффективности) использования бюджетных средств.

Данный этап начинается с издания приказа Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района «Об организации контрольного мероприятия», в котором определяются:

  • срок проведения подготовительного этапа;

  • участники подготовительного этапа и руководитель мероприятия по аудиту эффективности;

— работник, ответственный за проведение аудита эффективности.

На основном этапе аудита эффективности проводятся контрольные действия в соответствии с рабочим планом проведения контрольного мероприятия, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляется сбор фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств, и составляются акты, фиксирующие результаты контрольных действий.

Данный этап начинается с издания распоряжения (приказа) Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района «О проведении контрольного мероприятия», в котором:

— определяется срок проведения аудита эффективности (основного и
заключительного этапов);

— участники мероприятия по аудиту эффективности (основного и
заключительного этапов);

— утверждается рабочий план проведения аудита эффективности.

На заключительном этапе аудита эффективности подготавливается отчет о результатах проведения контрольного мероприятия, оформляются другие документы по его результатам.

4.3.Для формирования доказательств в процессе аудита эффективности
используется значительный объем информации и изучается большое количество
документов и материалов. Это проявляется в достаточно продолжительных сроках
его проведения, которые могут достигать 3 — 6 месяцев. Продолжительность этапов
в каждом конкретном случае может определяться задачами, объектами аудита,
вопросами и критериями эффективности.

4.4. Формирование участников мероприятия по аудиту эффективности должно
осуществляться с условием, что профессиональные знания, навыки и опыт работы
ее членов позволят обеспечить его качественное проведение.

Независимые внешние эксперты (специалисты) могут включаться в состав участников мероприятия по аудиту эффективности для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок в соответствии с порядком, установленным Контрольно-счетной палатой Киквидзенского муниципального района.

4.5.В целях обеспечения качества аудита эффективности, ответственный за проведение конкретного мероприятия, организует контроль за подготовкой, проведением мероприятия и оформлением его результатов.

Мероприятие по аудиту эффективности проведено качественно, если:

а)выполнены все установленные настоящим Стандартом требования, правила
и процедуры с соблюдением установленных сроков;

б)выполнен утвержденный рабочий план проведения мероприятия, решены
задачи мероприятия и даны исчерпывающие ответы на поставленные вопросы;

в)акты и другие документы, оформленные в ходе мероприятия, содержат
необходимые данные, достаточные и достоверные доказательства, подтверждающие
его результаты;

г)требования, изложенные в документах, оформленных в ходе и по
результатам аудита эффективности, выполнимы, предложения направлены на
устранение причин выявленных нарушений и недостатков.

5. Подготовительный этап аудита эффективности
5.1. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности

5.1.1. На подготовительном этапе аудита эффективности осуществляется предварительное изучение предмета и объектов проверки, необходимые как для подготовки к его проведению, так и для последующей оценки результатов использования бюджетных средств.

При предварительном изучении предмета и объектов аудита определяются:

  • задачи и вопросы аудита эффективности;

  • методы проведения мероприятия;

  • способы получения и методы изучения фактических данных и информации;

  • критерии эффективности использования бюджетных средств. Предварительное изучение должно проводиться таким образом, чтобы еще до

начала контрольных действий, в том числе непосредственно на объектах аудита эффективности, было четко определено и понятно, что и как необходимо проверятькак организовать и провести эту работу с наименьшими затратами. По результатам предварительного изучения утверждаются:

— критерии эффективности использования бюджетных средств;

— рабочий план проведения аудита эффективности, который может содержать
распределение вопросов (обязанностей, заданий) между участниками мероприятия
по аудиту эффективности.

5.1.2. В процессе предварительного изучения осуществляется сбор и проводится анализ необходимой информации, касающейся организации процессов и результатов использования муниципальных средств, а также деятельности объектов аудита эффективности по их использованию, выявляются и анализируются существующие риски неэффективного использования бюджетных средств, в том числе по результатам взаимодействия с органами местного самоуправления Киквидзенского муниципального района, внешними экспертами и другими контролирующими органами.

Результаты предварительного изучения организации, процессов и результатов использования бюджетных средств, а также деятельности объектов аудита эффективности по их использованию фиксируются в рабочей документации (приложениях к рабочему плану проведения аудита эффективности и решению об утверждении критериев эффективности использования бюджетных средств).

5.2. Задачи и вопросы аудита эффективности

  1. Для проведения аудита эффективности необходимо выбирать, как правило, несколько задач, которые определяют границы содержания его предмета. Формулировки задач должны указывать, на какие основные вопросы, относящиеся к оценке эффективности использования бюджетных средств, ответит его проведение.

  2. Задачи аудита эффективности должны иметь четкие формулировки и определяются исходя из проверяемой сферы использования бюджетных средств, а также запланированных результатов их достижения и выполнения.

  3. Вопросы аудита эффективности бюджетных средств определяются по каждой поставленной задаче и должны ей соответствовать. Перечень и содержание вопросов должны быть такими, чтобы результаты их проверки, выступающие в форме полученных доказательств, обеспечивали решение поставленных задач аудита эффективности.

Количество вопросов по каждой задаче аудита эффективности должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть существенными и важными для определения эффективности использования бюджетных средств в проверяемой сфере.

5.3.Критерии эффективности использования

бюджетных средств

5.3.1. Критерии эффективности использования бюджетных средств

представляют собой качественные и количественные характеристики организации, процессов, результатов использования бюджетных средств и (или) деятельности объектов аудита эффективности по их использованию, которые показывают, какими должны быть организация и процессы, какие результаты являются свидетельством

9

эффективного использования бюджетных средств и как должна быть организована деятельность объектов аудита эффективности по их использованию.

Критерии эффективности формируются (выбираются и (или)

разрабатываются) для каждой задачи аудита эффективности и должны ей соответствовать. Заключение об эффективности использования бюджетных средств формируется на основе оценки установленных критериев.

5.3.2. Выбор критериев эффективности осуществляется в процессе
предварительного изучения объектов проверки после определения предмета и задач
аудита эффективности на основе анализа следующих источников:

  • законодательных и нормативных правовых актов;

  • документов, относящихся к предмету аудита эффективности или деятельности объектов аудита эффективности, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланированные показатели результатов использования бюджетных средств;

  • результатов деятельности объектов аудита эффективности в предшествующий период, деятельности других организаций или учреждений, осуществляющих деятельность в проверяемой сфере использования бюджетных средств или выполняющих аналогичные виды работ;

  • материалов соответствующих государственных статистических данных и других источников.

Разработка критериев эффективности производится в случае невозможности их выбора из законодательных, нормативных правовых актов и иных документов.

5.3.3.Результаты аудита эффективности в значительной мере зависят от
оптимального выбора и (или) разработки критериев эффективности, которые
должны быть объективными, четкими, сравнимыми, достаточными.

Критерии являются объективными в случае, если они выбраны и (или) разработаны в результате всестороннего анализа проверяемой сферы использования бюджетных средств, организации, процессов и результатов их использования, деятельности объектов аудита эффективности по использованию указанных средств, отражают особенности сферы деятельности объектов аудита эффективности и соответствуют задачам аудита эффективности.

Четкость критериев заключается в том, что они должны иметь формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны сотрудников Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района или должностных лиц объектов аудита эффективности, ни со стороны пользователей информации о результатах аудита эффективности.

Сравнимость критериев состоит в том, чтобы они увязывались с критериями эффективности, использованными ранее при проведении аналогичного аудита эффективности в данной сфере использования бюджетных средств или на подобных объектах, а также сами могли применяться при проведении аналогичного аудита эффективности.

Критерии являются достаточными в том случае, когда на основе их совокупности делаются обоснованные заключения и выводы об эффективности использования бюджетных средств в соответствии с поставленными задачами аудита эффективности.

10

  1. Для того чтобы оценка эффективности использования бюджетных средств в соответствии с поставленными задачами аудита эффективности была всесторонней и обоснованной, возможно использовать совокупность критериев, (количественные, качественные и др.).

  2. Количество критериев эффективности в каждом аудите эффективности может быть различным в зависимости от особенностей организации, процессов и результатов использования бюджетных средств, а также деятельности проверяемых объектов по их использованию.

  3. В процессе формирования критериев эффективности допускается информирование и обсуждение как с руководителями объектов аудита, так и с заинтересованными муниципальными органами.

5.4. Методы и подходы, применяемые при проведении аудита эффективности

  1. Контрольно-счетной палатой Киквидзенского муниципального района при проведении аудита эффективности используются методы осуществления деятельности, определенные в ст. 267.1 БК РФ, применение которых зависит от особенностей соответствующего мероприятия.

  2. Аудит эффективности в зависимости от предмета аудита осуществляется посредством проверки и обследования (в т.ч. анализа и оценки состояния определенной сферы деятельности объекта контроля).

  3. Подходы, применяемые при проведении аудита эффективности, выбираются в зависимости от предмета аудита эффективности:

а)организация и процессы использования бюджетных средств;

б)результаты использования бюджетных средств;

в)отдельные аспекты использования бюджетных средств;

г)проблемы в организации, процессах и результатах использования
бюджетных средств или в деятельности объектов аудита эффективности по их
использованию и др.

6. Основной этап аудита эффективности

6.1. Сбор и анализ фактических данных и информации

6.1.1.Сбор фактических данных и информации в ходе основного этапа аудита
эффективности использования бюджетных средств осуществляется посредством:

  • проведения контрольных действий на объектах аудита эффективности;

  • получения информации из других источников, в том числе по запросам, направляемым в установленном порядке.

В процессе сбора фактических данных и информации, как правило, проводится значительный объем аналитических и оценочных процедур, изучаются данные и результаты финансового аудита (контроля), собирается информация и изучаются документы и материалы в целях формирования доказательств.

6.1.2.Фактические данные и информация о результатах использования
бюджетных средств собираются посредством проведения проверки деятельности
объектов аудита эффективности, а также посредством изучения документов и
материалов, имеющих отношение к его предмету, в том числе получаемых из
различных источников.

11

6.1.3.В аудите эффективности доказательства представляют собой
достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые:

  • подтверждают выявленные недостатки в организации, процессах и результатах использования бюджетных средств, а также в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию;

  • обосновывают заключения, выводы и предложения по результатам аудита эффективности.

Доказательства используются для обоснования:

  • соответствия или несоответствия организации, процессов и результатов использования бюджетных средств, а также деятельности объектов аудита эффективности по их использованию установленным критериям эффективности;

  • обоснования недостатков и проблем в организации, процессах и результатах использования бюджетных средств, а также в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию;

  • заключений и выводов по результатам аудита эффективности;

  • выявленных возможностей совершенствования деятельности объектов аудита эффективности по использованию бюджетных средств и повышению эффективности их использования, а также соответствующих предложений.

6.1.4.Процесс получения доказательств в ходе аудита эффективности
предполагает:

  • сбор фактических данных и информации в соответствии с задачами и вопросами аудита эффективности, определение их полноты и приемлемости;

  • анализ собранных фактических данных (информации) и определение, являются ли они достаточными для того, чтобы оценить организацию, процессы, результаты использования бюджетных средств и деятельность объекта аудита эффективности по их использованию на основе критериев эффективности;

  • проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств.

Фактические данные и информацию сотрудники Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района собирают на основе письменных и устных запросов в формах:

  • копий документов, представленных объектом аудита эффективности;

  • подтверждающих документов, представленных независимой (третьей) стороной;

  • статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.

6.1.5.Доказательства получают путем проведения:

  • инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта аудита эффективности;

  • аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование показателей деятельности объекта аудита эффективности в целях выявления недостатков, а также причин их возникновения;

  • подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.

В качестве доказательств также должны использоваться фактические данные и

12

информация, собранные в процессе предварительного изучения организации, процессов и результатов использования бюджетных средств.

6.1.6. Доказательства, получаемые в процессе проведения аудита
эффективности, должны быть достаточными, достоверными и относящимися к
выявленным недостаткам.

Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы по результатам аудита эффективности.

Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе аудита эффективности. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно сотрудниками Контрольно-счетной палаты, подтвержденные документально.

Доказательства считаются относящимися к выявленным недостаткам, если они имеют логическую, разумную связь с ними.

6.1.7.Получаемые в ходе проведения аудита эффективности доказательства
должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов аудита
эффективности, которые привели к неэффективному использованию бюджетных
средств.

Для того чтобы доказательства, используемые для обоснования заключений и выводов по результатам аудита эффективности, являлись убедительными, целесообразно, чтобы они были получены из различных источников (бюджетной и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других документов) и представлены в разнообразных формах, совокупность которых включает документальные, материальные и аналитические доказательства.

Документальные доказательства могут быть получены от объекта аудита эффективности и независимой (третьей) стороны на бумажных носителях или в электронном виде в установленном порядке. При сборе и анализе документальных доказательств полученные фактические данные и информацию следует рассматривать с учетом задач и вопросов аудита эффективности и критериев эффективности.

Материальные доказательства могут быть получены в процессе

осуществления контрольных действий при наблюдении за событиями на объекте
аудита эффективности, действиями должностных лиц объекта аудита

эффективности и представлены в виде фотографий, схем или в ином графическом виде.

Аналитические доказательства получают в результате проведенного сотрудниками Контрольно-счетной палаты отдельных показателей, их совокупности или различных данных об организации, процессах, результатах использования бюджетных средств, а также о деятельности объекта аудита эффективности по их использованию.

6.1.8.Если в ходе аудита эффективности получены какие-либо фактические
данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения
утвержденных критериев эффективности, следует провести дополнительное
изучение вопроса, в процессе которого необходимо:

— определить, имеют ли эти данные случайный характер, или же они

13

свидетельствуют о наличии общей либо системной проблемы в проверяемой сфере;

  • оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на результаты использования бюджетных средств в проверяемой сфере;

  • установить причины наличия данной проблемы, для того чтобы подготовить соответствующие предложения по ее устранению;

  • проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом аудита эффективности, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;

  • при необходимости обсудить данную проблему с внешними экспертами (в случае их привлечения) и с руководством объекта аудита эффективности;

  • собрать при необходимости дополнительные фактические данные и информацию.

На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам аудита эффективности. Если руководство объекта аудита эффективности знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов, подготовленных по результатам аудита эффективности.

6.1.9. Фактические данные и информация, полученные по результатам проверки на объектах, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии со стандартом проведения контрольного мероприятия.

6.2. Способы получения и методы изучения данных и информации

  1. Аудит эффективности проводится с использованием различных способов получения и методов изучения данных и информации, обеспечивающих получение исчерпывающих доказательств и позволяющих сделать обобщенные заключения и выводы.

  2. Источниками первичной информации при проведении аудита эффективности являются фактические данные, которые получены в результате использования таких способов получения фактических данных и информации, как запрос информации, использование нескольких источников информации, опрос, устные беседы, и других.

Способ использования нескольких источников информации предусматривает применение в целях обеспечения надежности и достоверности информации как минимум трех различных источников информации, подтверждающих один и тот же факт, поскольку у заинтересованных лиц, имеющих отношение к предмету или деятельности объекта аудита эффективности, могут быть разные точки зрения и аргументы по одной и той же проблеме.

Применение в аудите эффективности способа опроса осуществляется в целях получения информации в виде ответов на заранее составленные вопросы, касающиеся организации, процессов, результатов использования бюджетных средств в соответствующих социальных сферах и отраслях национальной экономики.

6.2.3.В целях получения доказательств собранную в процессе аудита
эффективности информацию необходимо проанализировать с использованием таких

14

методов изучения фактических данных и информации, как сравнение с эталоном, сравнительный анализ, факторный анализ, анализ данных, в том числе измерений, расчетов и анализа финансовых и экономических показателей деятельности объекта аудита эффективности, и других.

Метод сравнения с эталоном применяется для изучения фактических данных, информации и заключается в их сравнении с эталонами, то есть с наиболее передовыми и эффективными процессами, подходами и методами работы, используемыми в деятельности муниципальных органов, учреждений, предприятий и иных организаций, а также с наилучшими результатами использования бюджетных средств, выявленных по результатам ранее проведенных мероприятий. Применение данного метода позволит определить, можно ли достичь лучших результатов по сравнению с фактически достигнутыми объектами аудита эффективности в проверяемой сфере использования бюджетных средств. Метод сравнения с эталоном используется в случаях, когда необходимо выявить, существуют ли дополнительные возможности для повышения эффективности использования бюджетных средств и совершенствования деятельности объектов аудита эффективности.

Сравнительный анализ применяется в целях сравнения достигнутых результатов использования бюджетных средств с определенными целями и задачами и в сопоставлении альтернативных вариантов достижения целей и решения тех или иных задач.

Применение факторного анализа предполагает проведение оценки влияния факторов, оказывающих воздействие на результаты использования объектом аудита эффективности бюджетных средств.

Анализ данных представляет собой метод изучения фактических данных и информации путем соотношения использованных бюджетных средств с достигнутыми результатами.

В случае наличия соответствующих фактических данных и информации в ходе анализа учитываются наилучшие результаты использования бюджетных средств, достигнутые аналогичными организациями и учреждениями.

Применение в аудите эффективности методов изучения фактических данных и информации осуществляется с учетом критериев эффективности использования бюджетных средств.

Действенность применения методов изучения фактических данных и информации зависит от квалификации участников мероприятия по проведению аудита эффективности.

7. Заключительный этап аудита эффективности 7.1. Заключения и выводы

7.1.1. Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начинать с всестороннего анализа и сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе проверки актах, с утвержденными критериями эффективности. По результатам этого сравнения в отчете о результатах контрольного мероприятия следует подготовить и указать заключения, которые должны показывать, в какой степени организация, процессы и

15

результаты использования бюджетных средств в проверяемой сфере или деятельность объектов аудита эффективности по их использованию соответствуют критериям эффективности.

Если организация, процессы и фактические результаты использования бюджетных средств в проверяемой сфере и деятельность объектов аудита эффективности по их использованию соответствуют установленным критериям, это может указывать на то, что бюджетные средства используются с достаточной степенью эффективности. Их несоответствие свидетельствует о наличии недостатков и необходимости совершенствования организации, процессов использования бюджетных средств, а также деятельности объектов аудита эффективности по их использованию. В случае выявления недостатков заключения должны содержать конкретные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании объектами аудита эффективности бюджетных средств.

7.1.2. При проведении сравнительного анализа следует исходить только из
полученных и собранных фактических данных, служащих надежными

доказательствами выявленных отклонений и недостатков. На основе заключений о результатах сравнительного анализа формулируются соответствующие выводы по каждой задаче аудита эффективности, которые должны:

  • содержать характеристику и отражать значимость выявленных отклонений в организации, процессах, фактических результатах использования бюджетных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов аудита эффективности по их использованию от установленных критериев эффективности;

  • определять причины выявленных недостатков (проблем), которые привели к неэффективному использованию бюджетных средств, и последствия, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой;

  • включать общую оценку эффективности использования бюджетных средств исходя из задач аудита эффективности.

Заключения о соответствии организации, процессов, фактических результатов использования бюджетных средств в проверяемой сфере или деятельности объектов аудита эффективности по их использованию установленным критериям эффективности, а также сделанные на их основе выводы отражаются в соответствующих разделах отчета о результатах контрольного мероприятия.

7.2. Предложения

7.2.1. В случае если в ходе мероприятия выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно улучшить результаты работы объектов аудита эффективности, необходимо подготовить предложения для принятия мер по устранению этих недостатков, которые отражаются в соответствующем разделе отчета о результатах контрольного мероприятия.

Если организация, процессы, результаты использования бюджетных средств в проверяемой сфере и (или) деятельность объектов аудита эффективности по их использованию соответствуют установленным критериям и могут быть признаны удовлетворительными, это еще не означает, что использованы все имеющиеся возможности для более эффективного использования указанных средств. Необходимо, основываясь на заключениях и выводах, сделанных по результатам

16

аудита эффективности, находить эти возможности и разрабатывать

соответствующие предложения по совершенствованию организации, процессов использования бюджетных средств, а также деятельности объектов аудита эффективности.

7.2.2.Предложения должны быть ясными, а их изложение — логичным и
обоснованным. Содержание предложений должно соответствовать поставленным
целям аудита эффективности и основываться на заключениях и выводах, сделанных
по результатам аудита эффективности. Предложения необходимо формулировать
таким образом, чтобы они были:

  • обращены в адрес объектов аудита эффективности, муниципальных органов, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение;

  • ориентированы на принятие конкретных мер по устранению выявленных недостатков;

  • направлены на устранение причин возникновения выявленных недостатков или проблем;

  • направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;

  • экономически оправданными, то есть расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать достигаемый результат от их реализации;

  • четкими и простыми по форме.

 

  1. Формулировки предложений должны быть достаточно конкретными, но без излишней детализации. В предложениях, как правило, излагаются в общих чертах конкретные вопросы, которым адресаты должны уделить внимание и которые должны рассмотреть для принятия соответствующих решений. При этом содержание предложений должно быть таким, чтобы можно было проверить их реализацию.

  2. Количество предложений определяется содержанием и масштабом аудита эффективности, но не должно быть большим. При их подготовке необходимо руководствоваться правилом, что их лучше дать немного, но наиболее важных, чем большое количество незначительных предложений, которые могут отвлекать внимание адресатов и пользователей информации от ключевых результатов аудита эффективности.

7.3. Отчет о результатах аудита эффективности

7.3.1. Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности является завершающей процедурой его проведения, которая осуществляется в соответствии со стандартом проведения контрольного мероприятия.

Для обеспечения надлежащего качества отчета о результатах аудита эффективности его подготовку целесообразно осуществлять методом непрерывного составления. Перед началом проведения проверки необходимо подготовить общую схему отчета, основу которой могут составить результаты предварительного изучения предмета и объектов проверки, а также рабочий план аудита эффективности. По мере получения доказательств и их фиксирования в актах и рабочих документах проект отчета наполняется соответствующими материалами и к

17

концу проведения проверки формируется предварительный проект отчета.

  1. Результаты аудита эффективности должны излагаться в отчете в соответствии с поставленными задачами и давать ответы на каждую из них на основе заключений и выводов, сделанных ·по итогам проверки. В отчете следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о неэффективном использовании бюджетных средств, а также указывать конкретные причины и обнаруженные (или возможные) последствия выявленных недостатков.

  2. Для объективной оценки результатов использования бюджетных средств в отчет о результатах аудита эффективности следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, которые могли быть использованы другими муниципальными структурами и организациями для совершенствования собственной деятельности.

8. Осуществление контроля реализации результатов аудита

эффективности

  1. Под контролем реализации результатов аудита эффективности понимается совокупность действий, осуществляемых сотрудниками Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района, в целях оценки итогов выполнения объектами аудита (контроля) представлений, а также итогов рассмотрения информационных писем Контрольно-счетной палаты Киквидзенского муниципального района.

  2. Целью контроля реализации результатов аудита эффективности является полное, качественное, своевременное выполнение требований и предложений, изложенных в документах, направляемых Контрольно-счетной палатой Киквидзенского муниципального района по результатам проведенных контрольных мероприятий.

  3. В рамках контроля реализации результатов аудита эффективности важно оценить, устранил ли объект аудита (контроля) выявленные в организации, процессах и результатах использования бюджетных средств или в его деятельности по использованию указанных средств проблемы по истечении специально установленного для этого периода времени.

Также необходимо оценить, предпринял ли объект аудита (контроля) меры по совершенствованию организации и процессов использования бюджетных средств в соответствии с предложениями.

Особое внимание при проведении контроля реализации результатов аудита эффективности необходимо уделить не реализованным объектом аудита эффективности выводам и предложениям.

260