|

 

 

Версия сайта для слабовидящих

Проект решения

Просмотр pdf:
Текст документа:

Приложение к постановлению

Администрации Киквидзенского

муниципального района

Волгоградской области

от _________. № проект

 

 

Итоги развития за 2021 год, оценка 2022 года

и прогноз (ПЛАН)

социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

на 2023 год и плановый период 2024 — 2025 годов

 

 

 

 

ст-ца Преображенская

2022





/> /> />

п.п.

Содержание

страница

 

Введение

3

1

Демографические показатели

4

2

Валовой муниципальный продукт

7

3

Сельское хозяйство

8

4

Рынок товаров и услуг

11

5

Малое и среднее предпринимательство

14

6

Инвестиции

17

7

Денежные доходы и расходы населения

20

8

Труд и занятость

23

9

Развитие социальной сферы

26

9.1

Образование

26

9.2

Здравоохранение

28

9.3

Культура

28

9.4

Молодежная политика

30

9.5

Физическая культура и спорт

31

10

Жилищно-коммунальное хозяйство

33

11

Социально-экономическое развитие муниципального образования

35




Введение

Прогноз социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее именуется – Прогноз) разработан в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и нормативно-правовыми актами Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.

Правовой основой для его разработки явились:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

  2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

  3. Закон Волгоградской области от 31.12.2015 № 247-ОД «О стратегическом планировании в Волгоградской области»;

  4. Решение Киквидзенской районной Думы от 16.09.2015 г. № 74/11 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Киквидзенском муниципальном районе Волгоградской области»;

  5. Постановление Главы Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 19. 03. 2012 г № 160 «О Порядке разработки Прогноза социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района Волгоградской области»

В соответствии с отчетными данными предыдущих лет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области и МИ ФНС № 7 по Волгоградской области, исходными данными для разработки основных показателей прогноза социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов являются балансовые расчеты каждого показателя по методике Министерства экономического развития Российской Федерации по видам экономической деятельности, по паспортам муниципальных образований, заполняемых органами местного самоуправления, исходя из итогов социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района в 2021 и 2022 годах.

Прогноз разработан с учетом реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее именуется – Указ № 204).

Прогноз разработан по двум вариантам – консервативному и базовому. Консервативный вариант рассматривает развитие экономики в условиях более низкой динамики цен на нефть и природный газ. Базовый рекомендован для разработки параметров консолидированного бюджета Киквидзенского муниципального района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Оба варианта представлены в приложении.

 

  1. Демографические показатели

 

Демографическая ситуация в Киквидзенском муниципальном районе Волгоградской области характеризуется продолжающейся естественной убылью населения за счет превышения уровня смертности над уровнем рождаемости.

Среднегодовая численность постоянного населения в районе за 2021 год составила 15407 человек и по сравнению с предыдущим годом сократилась на 138 человек, или на 0,8 процента.

Число родившихся в 2021 году составило 103 человек, что больше на 5,1 % по сравнению с 2020 годом, число умерших составило 311 человек увеличение составило 11,9 % по сравнению с предыдущим годом.

По оперативным данным Волгоградстата число родившихся по состоянию на 01.07.2022 г. составило 33 человека. Число умерших на эту же дату составило 117 человек. Уровень естественной убыли населения за 5 месяцев 2022 г. составил 84 человека.

На динамику рождаемости в прогнозируемом периоде окажет влияние изменение возрастной структуры населения, связанное с демографическими процессами в 1990-е годы.

Оценка показателей «Общий коэффициент смертности» и «Общий коэффициент рождаемости» в 2021 году составили 20,01 умерших на 1 тысячу человек населения и 6,63 родившихся на 1 тысячу человек населения.

Прогнозные значения показателей «Общий коэффициент смертности» и «Общий коэффициент рождаемости» на 2023–2025 годы представлены в соответствии с Паспортом социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района, а также с учетом Демографического прогноза Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее именуется – Волгоградстат) до 2036 года.


/> /> /> /> /> /> /> /> />

Показатели

Ед. измерения

2016

2017

2018

 

2019

 

2020

 

 

2021

 

2022(на 01.06.22)

Численность населения на 1 января текущего года

человек

16575

16395

16184

 

15965

 

15826

15545

15269

Число родившихся

человек

138

120

136

105

98

103

33

Число умерших

человек

257

229

239

244

278

311

117

Естественный прирост (убыль)

человек

-119

-109

-103

-139

-180

-208

-84

Общий коэффициент рождаемости

промилле

8.4

7.4

8.5

6.53

6,19

6,63

2,16

Общий коэффициент смертности

промилле

15.6

14.1

14.9

14.33

17,57

20,01

7,66

Число прибывших

человек

491

426

451

503

317

398

87

Число выбывших

человек

552

528

567

503

418

466

156

Миграционный прирост (убыль)

человек

-61

-102

-116

0

-101

-68

-69

Общий коэффициент естественного прироста (убыли)

промилле

-7.2

-6.7

-6.4

-8.8

-11,4

-13,4

-5,5

 

Оценка численности населения на конец текущего года

человек

16395

16184

15965

 

 

15826

15545

15545

15116



По итогам 2021 года миграционная убыль составила -68 человек Количество прибывших в район увеличилось по сравнению с 2020 годом на 25,6 % или на 81 человека и составило 398 человек, количество выбывших из района увеличилось на 11,5 % или на 48 человек и составило 466 человек.

В соответствии с базовым вариантом развития в ближайшей перспективе в Киквидзенском муниципальном районе прогнозируется миграционный прирост населения, однако происходящие миграционные процессы на территории района не покроют естественную убыль населения.

Основными факторами, оказывающими влияние на процессы миграции, являются экономические, национальные, экологические. Наиболее типичные причины миграции – стремление к улучшению качества жизни, экономическая ситуация, состояние систем образования и здравоохранения, условия трудовой деятельности, инвестиционная привлекательность района, возможность улучшения жилищных условий, экология и климатические условия.

В числе мер, осуществляемых в целях снижения миграционной убыли населения, является реализация мероприятий подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Волгоградской области «Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области», утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. № 503-п (далее – подпрограмма содействия добровольному переселению соотечественников).

Одной из задач подпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников является компенсация убыли населения за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Волгоградскую область, в том числе в Киквидзенский муниципальный район.

 

2. Валовой муниципальный продукт

В 2021 году валовой муниципальный продукт (далее именуется –ВМП) составил 8687,055 млн.руб., или 136,75 % к уровню 2020 года (563,84 тыс. руб. в расчете на душу населения).

При прогнозировании темпов роста ВМП на среднесрочную перспективу учитывался рост показателей по важнейшим отраслям экономики.

Наибольший вклад в формирование ВМП внесли хозяйствующие субъекты со следующими видами экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (70,6 %); торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (19,1 %), обрабатывающие производства (9,3 %), прочие виды (1%).

По оценке в 2022 году рост ВМП к уровню 2021 года составит 13,1 % и составит 9827,276 млн. руб. или 646,06 тыс. руб. на душу населения.

Объем производства ВМП по консервативному варианту прогнозируется в 2023 году в размере 9864,029 млн. руб., в 2024 году – 10237,03 млн.руб., в 2025 году – 10688,552 млн.руб. Среднегодовой рост ВМП за три плановых года составит 2,9% к уровню 2022 года.

Объем производства ВМП по базовому варианту прогнозируется в 2023 году 10474,24 млн. руб., в 2024 году 10996,235 млн. руб., в 2025 году 11605,138 млн.рублей. Среднегодовой рост ВМП составит 6 % к уровню 2022 года.

 

3. Сельское хозяйство

Приоритетным направлением развития Киквидзенского муниципального района является развитие агропромышленного комплекса. Аграрная политика направлена на устойчивое развитие сельских территорий: увеличение занятости населения, улучшение условий и качества жизни, увеличение доходов сельского населения. Создание благоприятных условий для жизни и труда в сельской местности – одна из основных задач развития агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство – ведущий сектор экономики района, его доля
в ВМП составляет свыше 70 % .

Основные направления развития и бюджетная поддержка отрасли на прогнозируемый период формируется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года № 717.

Основными факторами, определяющими прогнозную динамику развития агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе, являются: природно-климатические факторы, уровень спроса на сельскохозяйственную продукцию, развитие единого экономического пространства.

На среднесрочную перспективу отрасли сельского хозяйства предусматривается 2 варианта развития: консервативный и базовый.

Консервативный вариант прогноза сельскохозяйственной продукции до 2025 года предусматривает неблагоприятные природно-климатические условия (засуха), снижение инвестиционной активности и сложное финансово-экономическое положение предприятий агропромышленного комплекса.

В настоящее время в производстве сельскохозяйственной продукции в районе занято 39 сельскохозяйственных организаций, 120 крестьянских (фермерских) хозяйств, 6656 личных подсобных хозяйств.

В 2021 году объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах составил 7333,33 млн. рублей. Основная доля в объеме сельскохозяйственной продукции приходится на продукцию сельскохозяйственных предприятий – 53,5 % или 3 922,8 млн. руб. Доля крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме сельскохозяйственной продукции занимает 30,18 % или 2 213,5 млн. руб., доля продукции хозяйств населения составила 16,32 % или 1 197,03 млн. руб. Объем продукции сельского хозяйства без учета продукции личных подсобных хозяйств в 2021 году составил 6 136,3 млн.руб.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2021 году к уровню 2020 года составил 98,5 %, в том числе продукции растениеводства – 98% и продукции животноводства – 102,6%.

Определяющее влияние на формирование индекса сельско-хозяйственного производства оказывает производство продукции растениеводства, составляющей более 85 % в валовой продукции сельского хозяйства.

Производство основных видов растениеводческой продукции
в 2021 году составило: 130,182 тыс.тонн зерна (73,6% к 2020 году),
102,847 тыс.тонн масличных культур (116,2% к 2020 году). Основной причиной снижения валового сбора зерновых стали неблагоприятные погодные условия в период сева озимых культур (почвенная и воздушная засухи) и гибель посевов озимых зерновых культур в зимний период более 15 тыс.га.

По оценке, в 2022 году ожидаемое производство зерновых культур составит 180,1 тыс.тонн, 103,461 тыс.тонн масличных культур .

При консервативном варианте развития объем производства сельскохозяйственной продукции составит в 2023 году 7058,756 млн.рублей, в 2024 году – 7270,5 млн.рублей, в 2025 году – 7590,402 млн.рублей.

В базовом варианте развития на период 2022-2024 годов прогнозируется стабильный рост объемов сельскохозяйственной продукции:

— 2023 год – 7569,576 млн. руб., рост составит 105,6 % к уровню 2022 года;

— 2024 год – 7865,44 млн. руб., рост составит 103,9 % к уровню 2023 года;

— 2024 год- 8268,563млн. руб., рост составит 105,1 % к уровню 2024 года;

В целях устойчивого развития сельских территорий, улучшения качества жизни на селе продолжается осуществление мероприятий, направленных на благоустройство населенных пунктов, ремонт дорог, развитие современных технических средств связи и телекоммуникаций.

Сельскохозяйственные товаропроизводители в 2022 году продолжают участвовать в получении субсидий из бюджетов областного и федерального уровня в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». За 2021 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями Киквидзенского муниципального района было получено субсидий на сумму более 43,7 млн.руб., в том числе федеральных средств – 32,8 млн.руб., областных средств –10,9 млн.руб.

 

4. Рынок товаров и услуг

 

Потребительский рынок является составной частью экономики района, который призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории Киквидзенского муниципального района.

Важнейшей частью потребительского рынка является сфера розничной торговли, как наиболее гибкая отрасль, реагирующая на изменение всех социальных факторов. Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство ВМП, в 2021 году доля отрасли составила 19,1% .

Развитие секторов потребительского рынка в среднесрочной перспективе предусматривается в целом умеренными темпами.

Состояние потребительского рынка является одним из важнейших индикаторов уровня социально-экономического благополучия общества, поскольку доля расходов населения Киквидзенского муниципального района на покупку товаров и оплату услуг превышает 76,0% всех денежных расходов.

Для удовлетворения потребностей жителей Киквидзенского муниципального района в товарах и услугах продолжается развитие потребительского рынка путем привлечения торговых организаций и индивидуальных предпринимателей для создания конкурентоспособного рынка товаров и услуг, насыщение его качественными товарами.

Основными видами торговой деятельности являются розничная (в том числе мелкорозничная) торговля и предоставление населению услуг общественного питания.

Основные задачи органов местного самоуправления Киквидзенского муниципального района в области развития торговли состоят из:

— создания условий для равного развития и равенства прав субъектов торговой деятельности;

— принятия эффективных мер по защите прав потребителей;

— соблюдения интересов субъектов торговой деятельности и органов местного самоуправления;

— создания условий для высокого уровня торгового обслуживания населения муниципального района;

— муниципальной поддержки социально значимых видов торговой деятельности и местных товаропроизводителей;

Динамичное развитие и функционирование потребительского рынка товаров и услуг является активной составной частью развития экономики района.

Оборот розничной торговли за 2021 год составил 1 660,954 млн. рублей, что составляет 107,3 % в сопоставимых ценах к уровню 2020 года.

В настоящее время количество организаций розничной торговли составляет 150 единиц, из них 140 единиц – стационарные объекты розничной торговли и 10 – нестационарные объекты. Реализацию товаров производят 6 продовольственных, 70 промышленных и 64 смешанный магазин (товары повседневного спроса). В последние годы наблюдается тенденция уменьшения количества организаций розничной торговли. Основной причиной этого является развитие сетевых форм торговли. На территории станицы Преображенской работают 2 магазина «Покупочка» ООО «Тамерлан», 1 магазин «Магнит» ООО «Тандер», 1 магазин «Пятерочка». Сетевые магазины пользуются огромной популярностью, и это неудивительно, ведь в них представлен широчайший ассортимент продуктов питания, комфортные условия для покупателей и, главное, цены на многие товары в таких торговых точках ниже, чем на рынке, тем самым повышается конкуренция в розничной торговле.

Продолжается процесс изменения инфраструктуры предприятий потребительского рынка – за счет сокращения форматов неорганизованной торговли, возрастающего качества обслуживания покупателей и расширения ассортимента товаров, увеличивается доля организованной розничной торговли и сети стационарных торговых предприятий.

Сохранилась тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка).

Оборот общественного питания по итогам 2021 года увеличился на 2,1 млн. руб. и составил 20,147 млн. рублей в натуральном выражении или 103 % в сопоставимых ценах.

Объем платных услуг за 2021 год составил 62,4 млн. рублей, из них объем бытовых услуг составляет 20,094млн. рублей. Бытовые услуги предоставляют 34 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 4 предприятия и 30 индивидуальных предпринимателей.

По прогнозам в 2022 году, объем платных услуг населению в действующих ценах ожидается в сумме 62,488 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составит 92% к уровню 2021 года. На 2023-2025 годы прогнозируется дальнейший рост объема платных услуг населению и к 2025 году по консервативному варианту достигнет 75 млн.руб., по базовому варианту – 76,577 млн. руб.

В 2021 году оборот розничной торговли в фактических ценах составил 1 660,954 млн. руб., или 107,3 % в сопоставимых ценах к уровню 2020 года. Доля крупных и средних предприятий розничной торговли в общем объеме розничной торговли составила в 2021 году 41,6 %.

В 2022 году оборот розничной торговли ожидается в размере 1800,027 млн. руб., что составит 91,3 % в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. В 2023-2025 годах планируется ежегодный рост и к 2025 году объем розничной торговли ожидается при консервативном варианте развития на уровне 2216,35 млн. руб., при базовом варианте развития 2422,244 млн. руб.

На сегодняшний день основными сдерживающими факторами развития потребительского рынка в Киквидзенском муниципальном районе Волгоградской области являются:

сохранение динамики снижения реальных денежных доходов населения и, как следствие, покупательской способности населения;

снижение спроса населения, обусловленного в том числе режимом самоизоляции отдельных категорий граждан;

несбалансированность размещения объектов сферы потребительского рынка (сконцентрированность в районном центре, недостаточное количество в сельской местности).

 

  1. Малое и среднее предпринимательство.

 

Малое и среднее предпринимательство является одним из важнейших составляющих формирования рыночной экономики района. Основным направлением деятельности органов местного самоуправления Киквидзенского муниципального района является расширение сети предпринимательского сообщества по всем видам деятельности отраслей экономики. В рамках развития малого и среднего предпринимательства расширяется возможность занятости населения района, улучшение социальной обстановки.

На сегодняшний день в Киквидзенском муниципальном районе действует 382 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них: 327 индивидуальных предпринимателей, 36 микропредприятий, 2 средних и 17 малых предприятий.

Оборот малых и средних предприятий за 2021 год составил 906,83 млн. руб. По предварительной оценке в 2022 году оборот увеличится и составит 1058,9965 млн.руб. Темпы роста оборота малых и средних предприятий в действующих ценах в 2022 году составят 116,78 % к уровню 2021 года. К 2025 году планируется увеличение оборота малых и средних предприятий по консервативному варианту до 1071,78 млн. руб., по базовому варианту до 1218,827 млн. руб.

 

6. Инвестиции

Инвестиционная политика района направлена на создание на территории муниципального образования благоприятных условий для обеспечения инвестиционной деятельности. Эти условия представляются как совокупность методологических, организационных, правовых, управленческих решений, мероприятий и согласованных действий областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, ряда других заинтересованных организаций, направленных на достижение главной цели инвестиционной политики района – повышение уровня жизни местного населения.

Приоритетным направлением инвестиционной политики администрации Киквидзенского муниципального района является стимулирование инвестиционной деятельности c целью создания новых производительных субъектов экономики и рабочих мест, что позволит, в свою очередь, увеличивать налоговые отчисления во все уровни бюджетов.

Основное направление инвестиционной деятельности на территории района – развитие агропромышленного комплекса, т.е. модернизация оборудования механизированных токов и приобретение сельскохозяйственной техники.

По данным Волгоградоблстата за 2021 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил рекордно высокое значение — 1357,9 млн.рублей или 185,1 % к уровню 2020 года (733,6 млн.рублей).

В 2022 году объем инвестиций прогнозируется в размере 945,117 млн.руб.

В целях создания благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области продолжается реализация постановления Губернатора Волгоградской области от 05.07.2012 № 563 «Об установлении персональной ответственности за практическую реализацию инвестиционных проектов и осуществление электронного мониторинга хода реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области». Постановлением определен перечень значимых для района инвестиционных проектов. В соответствии с указанным перечнем администрацией Киквидзенского муниципального района организовано сопровождение и мониторинг инвестиционных проектов.

В 2021 году на территории района в полном объеме были реализованы 2 инвестиционных проекта:

— ООО «Крестьянское хозяйство Баранкова П.Н» — строительство зернохранилища. Объем инвестиций составил 6,0 млн.руб. В связи с реализацией инвестиционного проекта было уплачено 0,120 млн.руб. налогов и создано 3 рабочих места.

— ИП глава КФХ Шабанов Р.М. – реконструкция животноводческого комплекса под молочную ферму, объем инвестиций составил 20,782 млн.руб. Создано 3 рабочих места, было уплачено 0,097 млн.руб. налогов.

По состоянию на 01.10.2022 года на территории Киквидзенского муниципального района реализуются 3 инвестиционных проекта на общую сумму 20,5 млн.руб. в т.ч.: ООО «Кудрявцева А.В.» — строительство зерносушительного комплекса 5.5 млн. руб., ООО «Мажуков» — строительство механизированного тока и зерносушительного комплекса 6,0 млн. руб., ИП глава КФХ Бартко А.М.- строительство механизированного тока 9,0 млн.руб. В феврале 2022 года был реализован 1 проект: ООО «Нива» — строительство ангара для хранения зерновых, общим объемом – 10.919 млн.руб.

Инвестиционная политика, проводимая администрацией Киквидзенского муниципального района, направленная на эффективное использование имеющегося потенциала, позволяет привлекать в район инвестиции, создавать новые предприятия и обеспечивать рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

На среднесрочный период (2023-2025 годов) объем инвестиций за счет всех источников финансирования с учетом реализации на территории Киквидзенского муниципального района инвестиционных проектов в консервативном варианте составит: в 2023 году – 935,666 млн. руб., в 2024 году – 963,736 млн. руб., в 2025 году – 1087,033 млн.рублей; в базовом варианте: в 2023 году – 947,952 млн.руб., в 2024 году – 1032,32 млн.руб., в 2025 году – 1087,033 млн.руб.

 

 

7. Денежные доходы и расходы населения

 

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах, которыев первую очередь зависят от доходов населения, где определяющим фактором является заработная плата и социальные выплаты.

Суммарный объем денежных доходов населения Киквидзенского муниципального района включает в себя оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты, доходы от собственности, другие доходы, включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.

Структура доходов населения в 2021 году сложилась следующим образом: оплата труда составила 36,8 % от общей суммы доходов; доходы от предпринимательской деятельности составляют 33,7 %, социальные выплаты – 25,4 % в т.ч. пенсии 21,6 %, доходы от собственности – 2 %, прочие доходы – 2,1 %.

В целом суммарный объем денежных доходов населения Киквидзенского муниципального района в 2021 году составил 3560,926 млн.руб., или 118,49 % к уровню 2020 года.

В 2022 году ожидается рост денежных доходов населения, объем денежных доходов прогнозируется в объеме 3672,66 млн.руб., что составляет 103,14 % к уровню 2021 года.

В плановом периоде 2023-2025 годов в консервативном варианте сумма денежных доходов населения прогнозируется в следующих размерах: в 2023 году – 3746,1 млн. руб., в 2024 году – 3783,56 млн. руб., в 2025 году – 3904,64 млн. руб., что на 231,98 млн. руб. выше уровня 2022 года, ежегодный рост составит 2,1 %.

Базовый вариант прогноза предусматривает в плановом периоде 2023-2025 годов денежные доходы населения в сумме: в 2023 году – 3788,684 млн. руб., в 2024 году – 3912,52 млн. руб., в 2025 году – 4041,635 млн. руб., что на 368,975 млн.руб. выше уровня 2022 года, ежегодный рост составит 3,3 %.

В структуре денежных доходов населения в прогнозируемом периоде существенных изменений не ожидается, основным источником доходов населения по-прежнему останется заработная плата и доходы от предпринимательской деятельности.

Среднемесячная заработная плата работников Киквидзенского муниципального района в 2021 году составила 25654рубля, что на 4343 рубля выше уровня 2020 года. В 2022 году среднемесячная заработная плата планируется на уровне 27252 рубля, что на 1298 рублей выше уровня 2021 года.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 16,9 процентов от численности населения Киквидзенского муниципального района. Принимаемые администрацией Киквидзенского муниципального района меры по созданию условий роста доходов населения на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, усиление мер социальной поддержки малоимущих категорий граждан и семей с детьми, повышение уровня материального обеспечения пенсионеров будут способствовать снижению уровня бедности населения района. В результате в прогнозируемом периоде численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет ежегодно сокращаться и к концу 2025 года достигнет уровня 16,7 процента от всего населения района.

Структура расходов населения в 2021 году сложилась следующим образом: покупка товаров и оплата услуг составила 76,1 % от общего объема расходов, обязательные платежи и разнообразные взносы составили 15,4 %, прочие расходы – 8,5 %.

В целом суммарный объем денежных расходов населения Киквидзенского муниципального района в 2021 году составил 3418,487 млн. руб., по прогнозам в 2022 году ожидаемый объем денежных расходов составит 3525,753 млн. руб., что на 107,266 млн.руб. или на 3,1 % выше уровня 2021 года.

В плановом периоде 2023-2025 годов в консервативном варианте сумма денежных расходов прогнозируется в следующих размерах: в 2023 году – 3642,103 млн. руб., в 2024 году – 3762,29 млн. руб., в 2025 году – 3886,45 млн.руб., что на 360,7 млн. руб. выше уровня 2022 года, ежегодный рост составит 3,4 %.

Базовый вариант прогноза предусматривает в плановом периоде 2023-2025 годов денежные расходы населения в сумме: в 2023 году – 3637,136 млн. руб., в 2024 году – 3756,020 млн. руб., в 2025 году – 3879,969 млн. руб., что на 354,216 млн. рублей выше уровня 2022 года, ежегодный рост составит 3,35 %.

В структуре денежных доходов населения в прогнозируемом периоде существенных изменений не ожидается, основной статьей расходов по-прежнему останется покупка товаров и оплата услуг.

8. Труд и занятость

Рынок труда – важная часть экономики района, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста муниципального образования и одновременно испытывает на себе влияние социально-экономической политики района.

В Киквидзенском муниципальном районе наблюдается ряд негативных демографических тенденций, а также негативных миграционных процессов, оказывающих непосредственное влияние на рынок труда.

Прогноз ситуации в сфере формирования и использования трудовых ресурсов подготовлен на основании сложившихся тенденций социально-экономического развития Киквидзенского муниципального района, а также данных Волгоградстата.

В последние годы наблюдается тенденция к значительному снижению численности населения в трудоспособном возрасте, и как следствие, трудовых ресурсов в целом.

Формирование трудовых ресурсов в перспективе будет складываться под влиянием демографических ограничений. Среднегодовая численность постоянного населения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области за 2022-2025 годы может сократиться на 520 человека при базовом варианте развития, а при консервативном варианте развития на 581 человек. Так, если в 2021 году среднегодовая численность населения составила 15,407 тысяч человек, то в 2022 году прогнозируется уменьшение до 15,211 тысяч человек или на 1,3% к уровню 2021 года. К 2025 году при базовом варианте развития среднегодовая численность населения уменьшится на 3,3 % от уровня 2021 года и составит 14,887 тыс.человек, и при консервативном варианте развития на 3,8 % и составит 14,826 тыс.человек.

Одновременно с уменьшением численности постоянного населения в последние годы наблюдается тенденция к значительному снижению численности населения в трудоспособном возрасте, и как следствие, трудовых ресурсов в целом.

Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2022 года составил 0,92 %, на 2023-2025 годы планируется удержать значение показателя на этом уровне.

В целях снижения уровня безработицы администрация Киквидзенского муниципального района предоставила возможность ГКУ ВО ЦЗН Киквидзенского района периодического размещения на сайте администрации информации по вакансиям, которые работодатели заявляют в орган службы занятости. Безработице в прогнозируемом периоде будет свойственен сезонный характер, напрямую зависящий от колебаний экономической активности в ряде отраслей экономики (сфера обслуживания, торговля, сельское хозяйство, строительство).

В 2021 году на финансирование мероприятий по проведению общественных работ было выделено 244,6 тыс.руб., в том числе за счет средств сельских поселений 111,1 тыс.руб., за счет средств районного бюджета – 133,5 тыс.руб.

По прогнозам 2022 года расходы на финансирование общественных работ составят 368,1 6 тыс.руб., в том числе за счет средств сельских поселений 197,3 тыс.руб., за счет средств районного бюджета – 170,8 тыс.руб.

На финансирование мероприятий активной политики занятости по Киквидзенскому муниципальному району на плановый период 2023- 2025 г.г. планируется израсходовать по 386,8 тыс. руб. в год.

Сохраняется неформальная занятость граждан. Отраслями, где преимущественно распространена неформальная занятость, являются строительство, сфера услуг и сельское хозяйство. Неформальная занятость представляет собой серьезную деформацию трудовых отношений. Отсутствие надлежащего оформления занятости ведет к игнорированию работодателями норм трудового права и социальных гарантий.

Остается актуальной проблема несбалансированности рынка труда. При растущем спросе имеется дефицит предложения рабочей силы по профессиям, требующим среднего и начального специального технического образования (электриков, трактористов, технологов среднего звена и др.).

9. Развитие социальной сферы

9.1 Образование

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций — вот те большие цели, которые легли в основу национального проекта «Образование». Поэтому одним из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии района, которому уделяется достаточно большое внимание является образование.

На начало 2022 года система образования включала 4 общеобразовательных учреждения, 2 организации дошкольного образования, 2 группы дошкольного образования и 2 учреждение дополнительного образования.

В общеобразовательных организациях района на конец 2021 года обучалось 1441 учеников, обучение проходит в 1 смену.

В дошкольных образовательных учреждениях – 223 воспитанника, в учреждениих дополнительного образования 489 человек.

Два образовательных учреждения (Мачешанская и Преображенская средние школы) реализовывали программы профильного уровня по русскому языку, математике, обществознанию и химии.

На базе МКОУ «Преображенская СШ» функционируют кадетские классы МЧС и полиции, казачьи классы, в т.ч. казачьи классы организованы в Калачевском филиале.

МКОУ ДОД «Киквидзенская ДЮСШ» посещают 338 обучающихся

9.2 Здравоохранение

Ключевые направления развития здравоохранения определены положениями Указа Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Развитие здравоохранения охватывает несколько направлений, среди которых борьба с наиболее распространенными группами заболеваний, обеспечение доступности медицинской помощи для населения, переориентация системы здравоохранения и граждан с поздней диагностики и лечения заболеваний на их профилактику.

Лечебная сеть Киквидзенского муниципального района представлена ГБУЗ «Киквидзенская ЦРБ», в структуру которого входят: Мачешанская участковая больница, Гришинская врачебная амбулатория и 18 фельдшерско – акушерских пунктов. В ЦРБ развернуто: 102 койки круглосуточного и дневного пребывания. В Мачешанской участковой больнице развернуто 23 койки.

Квалифицированную медицинскую помощь населению Киквидзенского муниципального района оказывают 23 врача, 102 средних медицинских работника и 2 фармацевта. Все медицинские работники имеют сертификат специалиста .

Укомплектованность врачами составляет 77%, коэффициент совместительства 1,7.

Укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 89,1 %, коэффициент совместительства – 1,1.

Амбулаторная помощь населению Киквидзенского района оказывается всеми специалистами, в том числе и узкими специалистами.

 

9.3 Культура

В области культуры к вопросам местного значения Киквидзенского муниципального района относятся: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов, создание условий для обеспечения населения района услугами организаций культуры, развитие дополнительного образования в сфере культуры и искусств.

На территории Киквидзенского муниципального района действует 24 учреждения культуры, 19 библиотек и 1 музей.

Работники культуры активное участие принимают во всех районных мероприятиях. Художественная самодеятельность находится на высоком уровне. В районе 10 коллективов имеют звание «Образцовый», «Народный». Коллективы художественной самодеятельности являются участниками не только районных смотров, конкурсов, фестивалей, но так же зональных, областных, Всероссийских и Международных.

В 2021 году в связи со сложной эпидемиологической обстановкой значительно сократилось количество проводимых мероприятий, культурно–досуговыми учреждениями района проведено 1648 мероприятий. К участию в данных мероприятиях было привлечено 107 048 человек, из них дети составили 20 738 человек.

Районный краеведческий музей ведёт большую работу по героико-патриотическому воспитанию, краеведенью. В музее проводятся экскурсии, выставки, уроки мужества, музейные уроки, беседы, мероприятия, посвящённые проводам в армию.

Учащиеся Киквидзенской ДМШ принимают активное участие в зональных, областных конкурсах, где показывают хорошие результаты.

Количество учащихся в детских музыкальных школах района в 2021-2022 учебном году составило 205 человек. Учащиеся не только из станицы Преображенской и с. Мачеха, но и из близлежащих поселений (Гришинского, Калачевского, Дубровского, а также из Еланского района).

9.4 Молодежная политика

Молодежная политика в районе направлена на создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, развитие художественного творчества молодежи, правовую защиту и социальную адаптацию молодежи, формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи, развитие системы детского и молодежного отдыха, организацию временной занятости подростков и молодежи.

Численность населения в возрасте от 14 до 35 лет на территории Киквидзенского муниципального района составляет 2 638 человек или 16,7 % от общего населения района.

Для реализации мероприятий в области молодежной политики на территории Киквидзенского муниципального района действует муниципальная программа «Поддержка и развитие молодежной политики в Киквидзенском муниципальном районе Волгоградской области». Финансовое обеспечение программы в 2021 году составило 3754,7 тыс. рублей, на 2022 год запланировано 863,9 тыс. рублей. Основной целью данной программы является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, поддержки молодежных инициатив и активизации деятельности молодежи.

Пандемия изменила не только экономическую ситуацию в мире, но и поведение людей. В молодёжной среде активно стало развиваться волонтёрское и добровольческое движение. У нас в районе действует молодежная общественная организация «Волонтеры победы». В каждом сельском поселении созданы волонтерские отряды, руководителями которых являются специалисты по работе с молодежью. Направлениями деятельности добровольческих объединений являются пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании, патриотическое воспитание, экологическое просвещение, событийное волонтерство.

В 2021 году реализовано 36 путевок в детские оздоровительные лагеря с полной оплатой их стоимости за счет средств областного бюджета, 2 путевки в специализированные (профильные) лагеря, созданные при организациях отдыха детей и их оздоровления с полной оплатой стоимости за счет средств областного бюджета для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В 2021 году было выдано 4 свидетельства молодым семьям о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на общую сумму 4,7 млн.руб. За 9 месяцев 2022 года выдано 1 свидетельства на сумму 500 тыс. руб.

9.5 Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта в Киквидзенском муниципальном районе является одним из основных направлений социальной политики, проводимой администрацией Киквидзенского муниципального района в условиях реализации активной государственной политики, направленной на развитие массовой физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений. Одним из основных показателей, характеризующих развитие массовой физической культуры и спорта в районе, является показатель «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 379 лет».

В 2021 году число занимающихся физической культурой и спортом в районе превысило 5,7 человек, что составило 39,5 % общей численности населения. Для обеспечения условий развития на территории Киквидзенского муниципального района массовой физической культуры и спорта, популяризации массового и профессионального спорта, привлечения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом в районе разработана муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Киквидзенском муниципальном районе». В 2021 году объем финансирования данной программы составил 77,3 тыс.рублей. В 2022году на проведение мероприятий по данной программе запланировано 1388,2 тыс.руб.

В рамках данной программы проводятся спартакиады среди рабочей и студенческой молодежи, призывной и допризывной молодежи, первенства района по волейболу, мини-футболу, футболу, а также спортивные мероприятия в честь памяти заслуженных людей района, кубковые встречи, проводится спартакиада муниципальных служащих, районная спартакиада среди инвалидов. Команды района принимают участие в областных, зональных спортивных мероприятиях.

В настоящее время в Киквидзенском муниципальном районе поэтапно решается проблема развития массового спорта, спорта высших достижений, доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей части здорового образа жизни.

В 2021 году проведены работы по ремонту раздевалок и коридора в Киквидзенской детско-юношеской спортивной школе.

В районе сложилась определенная система развития физической культуры и спорта по трем направлениям: детско-юношеского спорта, массового спорта, военно-патриотическое развитие.

Продолжается работа по привлечению населения района к сдаче норм ГТО. В 2021 году в районе по результатам выполнения нормативов испытаний комплекса ГТО

— 20 человек получили золотой знак;

— 22 человек получили серебряный знак;

— 11 человек получили бронзовый знак.

На территории Киквидзенского муниципального района функционируют два учреждения, осуществляющих спортивную и физкультурно-массовую работу: МКУ ДО «Киквидзенская ДЮСШ» и спортивная секция «Богатырь» в Гришиском сельском поселении.

 

10. Жилищно-коммунальное хозяйство

Большое влияние на качество жизни населения оказывает состояние жилищно-коммунального хозяйства, газификации. И этим сферам уделяется самое пристальное внимание.

На территории Киквидзенского муниципального района осуществляют деятельность 4 муниципальных унитарных предприятия коммунального обслуживания, предоставляющие услуги водо- и теплоснабжения.

По данным паспортов социально-экономического развития муниципального района и сельских поселений по состоянию на 01.01.2022 года из общей площади жилищного фонда 450,05 тыс. кв.м. – обеспечено водопроводом – 33,2 %; централизованным отоплением – 1,3%; централизованным газом – 97,5%.

Протяженность сетей водоснабжения составляет 230,275 тыс. п.м., протяженность тепловых сетей – 4,6 км. Из общей численности населения района 15 269 человек централизованным водоснабжением обеспечено 9349 человек, 5920 человек обеспечен децентрализованным водоснабжением (личные колодцы и водозаборные скважины).

За 2021 год населению района оказано жилищно-коммунальных услуг на сумму 8,47 млн.руб. Фактический уровень платежей населения за жилые помещения и коммунальные услуги составил 96 %.

Основными задачами жилищно-коммунальной сферы является предоставление населению качественных услуг путем поддержания объектов инженерной инфраструктуры в технически исправном состоянии. С этой целью ведется текущий ремонт теплотрассы в станице Преображенская.

В рамках программы «Чистая вода» установлен модуль по доочистке воды в х. Михайловка Ежовского сельского поселения ( 778 тыс.руб., из них 700 тыс.руб. средства областного бюджета). В разработке проект реконструкции системы водоснабжения ст. Преображенская (замена водопровода протяженностью 9 км, восстановление очистных сооружений)

В целях повышения защищенности территорий сельских поселений и их прилегающих территорий от пожаров для трех сельских поселений (Завязенского, Преображенского и Чернореченского) приобретена спецтехника на сумму 6,061 млн.руб, из них 6 млн.руб. средства областного бюджета.

Продолжаются работы по ремонту и восстановлению освещения уличной дорожной сети. Программа рассчитана на 5 лет. Наш район участвует в ней третий год. В 2021 году работы проведены в Гришинском с.п., Калачевском с.п., Мачешанском с.п., Преображенском с.п., Чернореченском с.п. на общую сумму 7,9 млн.руб .

Коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается во всех населенных пунктах нашего района. Вывоз отходов региональным оператором проводится согласно утвержденному графику. В 2022 году продолжается переход на тарный метод сбора твердых коммунальных отходов.

 

11. Социально- экономическое развитие муниципальных образований.

 

Киквидзенский муниципальный район является муниципальным образованием, в котором реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» идет в полном объеме, начиная с 2006 года.

Основными целями развития сельских территорий района являются создание благоприятной сферы жизнедеятельности, и увеличение доходов сельского населения.

Достижению поставленных целей будет способствовать решение следующих задач:

-развитие инженерной инфраструктуры в поселениях муниципального района;

— расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

— создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

— обеспечение дорожно-транспортной доступности передвижения в любое время года.

В целом прогноз социально-экономического развития Киквидзенского района на 2023 и плановый период 2024-2025 годы соответствует программным ориентирам развития экономики района, что является основополагающим фактором дальнейшего развития территории, обеспечения повышения качества жизни населения.

Основные показатели прогноза социально — экономического развития Киквидзенского муниципального района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов прилагаются.

 

Глава Киквидзенского

муниципального района

Волгоградской области С.Н.Савин

 

 

 

232