|

 

 

Версия сайта для слабовидящих

Рекомендации психолога родителям первоклассников

Обычно перед началом школьного обучения и достижения ребёнком рубежа 7-ми лет начинается формирование «социального Я». Общество в свою очередь помогает ему проявить себя и свои способности в школьной среде.

Однако в настоящее время все больше психологов и педагогов приходят к единому мнению о том, что наши дети не испытывают желания идти в школу, у них не сформирована позиция школьника. Многие первоклашки умеют читать и писать, но при этом психологически не готовы к принятию нового социального статуса «ученик». Что же родители должны знать о «внутренней позиции школьника» и как можно способствовать её формированию?

Об этом нам рассказала психолог Татьяна Юрьевна Бочкарева.

— Внутренняя позиция школьника – это термин, введённый советским психологом Л.И. Божович, он означает новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее при наличии двух потребностей: потребность занять новое место в обществе (социальный мотив учения) и познавательная потребность, которую дома в семейном кругу уже невозможно удовлетворить. Таким образом, внутренняя позиция школьника служит важным критерием для определения психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Внутренняя позиция школьника начинает формироваться у ребёнка в дошкольном детстве примерно в пять лет, постепенно завершаясь к семи годам. Становление позиции «Я – школьник» происходит через сюжетно-ролевую игру в школу; через разговоры о школе с родителями и родственниками, со старшими братьями или сёстрами, посещающими школу; через тематические беседы и обучающую деятельность в детских садах.

Позиция школьника означает, что ребенок может идентифицировать себя как будущего первоклассника, ученика. Он думает о себе: «Я скоро пойду в школу», «У меня будет учитель и домашние задания» и т.п. Важно, чтобы подобные мысли о школе в целом носили позитивный характер. В более зрелом варианте сформированная позиция школьника проявляется в желании учиться чему-либо, познавать новое (то есть присутствуют ярко выраженные познавательные мотивы учения).

Важно помнить, что внутренняя позиция школьника – это основа чувства взрослости, которое ярко начнёт проявлять себя, когда ваш ребёнок вступит в подростковый возраст. Сформированная позиция – это необходимый шаг в мир взрослых, где проводником служит первый учитель, олицетворяющий собой социально значимого взрослого, авторитет и образец для подражания.

Из выше изложенного делаем вывод: становление внутренней позиции школьника происходит через формирование таких значимых потребностей как познавательная и общение со взрослыми.

Как родителям поддерживать становление внутренней позиции школьника?

1. Положительное отношение к школе. Бывает, что родители могут говорить о школе негативные слова (опираясь на свой опыт или неосознанно). Например, «В школе тебя наконец-то научат уму-разуму» или «В школе тебя никто не будет спрашивать, что ты хочешь». Не нужно запугивать детей школой, учителями, одноклассниками и возможными трудностями. Обучение в школе – это новый этап в жизни вашего ребёнка и необходимо создать для него образ интересной, весёлой, увлекательной среды.

2. Учитель для ребёнка становится социально значимым взрослым. В период начала обучения и на протяжении младшей школы для ребёнка первый учитель является ценным, важным и авторитетным взрослым. Не нужно обижаться или упрекать его, если он больше прислушивается к мнению учителя, чем к родительскому. Сейчас на первый план у ребёнка выходит школьная жизнь, а ведущей деятельностью является обучение.

3. Не стоит формировать у ребёнка завышенных ожиданий о себе. Ваш будущий первоклассник умеет читать, писать и считать – это важный шаг на пути к успеху! Но это далеко не всё…Важны также умение общаться в коллективе, умение контролировать и оценивать себя, сила воли и др. Важно, что ребёнок принимает на себя статус «Ученик», а не «Лучший ученик».

Познавательная активность – важное условие готовности к школе. Как родителям можно её стимулировать?

1. Часто активность проявляется в вопросах. Ребёнок может постоянно спрашивать: зачем, почему, как. Он ждёт, что вы знаете ответы на все вопросы, и у вас на всё имеется готовый. Помните, что познавательное развитие будет положительным, когда вы, во-первых, сами знаете точный и полный ответ на вопрос, во-вторых, вместе с ребёнком стараетесь изучить тему, углубить знания, найти примеры. Обязательно спросите у него, что он сам думает об этом, это помогает развивать логику и анализ. Учите ребёнка проверять полученную информацию с помощью разных ресурсов (можно сходить с ним в библиотеку за книгой или журналом, на тематическую выставку, найти профессионала в этой области). Искать в Интернете стоит в последнюю очередь.

2. Совместная деятельность ребёнка и взрослого способствует развитию познавательных способностей, учит налаживать контакт с другими. Научитесь создавать вместе с ребёнком проекты, и вы заложите благодатную почву для

— выполнения домашних заданий (ребёнок успешно сможет ориентироваться в потоке информации, выделяя главное, ориентируясь в вопросе);

— уверенности ребёнка при ответе у доски (освоив навык презентации своих проектов, ребёнку будет легко выйти к доске и рассказать выученное стихотворение перед классом).

Татьяна Юрьевна советует родителям прочитать книги, которые помогут в подготовке к школьному обучению: А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», С.А. Козлова. Рабочая тетрадь «Социально-психологическая подготовка к школе» к программе «Я человек», А. Мирошина «Адаптация родителей к школе», Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания», Ю.Б. Гиппенрейтер «Как учиться с интересом», Ю.Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?», Э. Лукас «Искусство уважения. Как помочь ребёнку найти свой путь», Е. Лутковская «Школа: всё получится!».
0
Пожалуйста, оцените полезность материала
223
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...